§ 26. Развитие белорусской советской культуры во второй половине 1940-х — 1980-е гг.
1. Сформулируйте 3 тезиса, отразив в них успехи белорусской системы образования в послевоенный период.
– К концу 1950-х годов в БССР была восстановлена довоенная сеть общеобразовательных школ, что способствовало укреплению образовательной базы республики.
– Введение обязательного всеобщего 7-летнего, а затем 8-летнего и в конечном итоге среднего образования существенно повысило уровень грамотности населения БССР, сделав ее республикой сплошной грамотности.
– Создание профессионально-технических училищ и открытие ряда профильных высших учебных заведений обеспечило подготовку квалифицированных кадров для разных отраслей народного хозяйства, что способствовало экономическому росту республики.
2. Как вы думаете, почему в послевоенный период приоритетными направлениями научных исследований в БССР стали физико-математические и естественные науки? Докажите, что белорусская наука в 1940–1980-е гг. развивалась в русле общемировых тенденций.
В послевоенный период физико-математические и естественные науки стали приоритетными направлениями в БССР, поскольку они играли ключевую роль в восстановлении и дальнейшем развитии экономики, а также в обеспечении обороноспособности страны. Это соответствовало общемировым тенденциям развития науки, когда важнейшими становятся достижения в области технологий, энергетики и медицины.
3. Почему в послевоенный период основной темой в белорусском искусстве (литературе, музыке, изобразительном искусстве) была Великая Отечественная война?
Послевоенный период характеризовался стремлением осмыслить и отразить в искусстве трагические и героические события Великой Отечественной войны, подчеркнуть мужество и выносливость белорусского народа, а также их вклад в победу над нацистами. Эта тема способствовала воспитанию патриотизма и укреплению национального самосознания.
4. Составьте тематические краткие каталоги (буклеты, альманахи) о развитии литературы, живописи, архитектуры, кинематографа, театрального и музыкального искусства БССР во второй половине 1940-х — 1980-е гг.
Литература: Романы и поэмы, посвященные Великой Отечественной войне, творчество Я. Коласа, П. Бровки, М. Танка, а также новые подходы в раскрытии темы войны в произведениях В. Быкова и Я. Брыля.
Живопись: Произведения с военной тематикой «Пленных ведут», «Оборона Брестской крепости», «Минск. 3 июля», а также работы М. Савицкого и Л. Щемелева, отражающие различные аспекты войны и послевоенной жизни.
Архитектура: Переход от сталинского ампира к функционализму, строительство мемориалов «Хатынь», «Курган Славы», а также развитие градостроительства и создание значимых архитектурных ансамблей.
Кинематограф: Фильмы о войне и партизанском движении, такие как «Константин Заслонов», «Альпийская баллада», а также документальные киноленты и детские фильмы, отражающие важные события и явления того времени.
Театр и музыкальное искусство: Возобновление деятельности театров, постановки опер и балетов белорусских композиторов, создание Государственного гимна БССР, а также появление вокально-инструментальных ансамблей «Песняры», «Сябры», «Верасы».
5. Составьте топ-5 достижений в развитии белорусской культуры (образования, науки, искусства, спорта) в 1945–1980-е гг., которыми могут гордиться современные белорусы. Свой выбор обоснуйте.
1) Достижение сплошной грамотности и введение обязательного среднего образования/
2) Развитие научных исследований в области физико-математических и естественных наук, внесших значительный вклад в мировую науку, в том числе разработки в области ядерной энергетики и генетики.
3) Создание значительных произведений в литературе и искусстве, посвященных Великой Отечественной войне, что способствовало формированию исторической памяти и культурного наследия.
4) Развитие монументального искусства и архитектуры, в том числе создание памятников и мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне, что является важной частью национального идентичности.
5) Выдающиеся успехи белорусских спортсменов на Олимпийских играх, в том числе Александр Медведь и Ольга Корбут, подчеркивающие вклад страны в мировой спорт.