Раздел III
1. Создайте схему (ментальную карту) «Правители России в XVI— XVIII вв.» (см. памятку 1 на с. 220).
Центральная идея: Правители России XVI—XVIII вв.
Первый уровень (линии от центра):
- Иван IV (Грозный)
- Федор I
- Борис Годунов
- Лжедмитрий I
- Василий IV Шуйский
- Михаил Федорович Романов
- Алексей Михайлович
- Федор III
- Иван V и Петр I (совместное правление)
- Петр I (самостоятельное правление)
- Екатерина I
- Петр II
- Анна Иоанновна
- Иван VI
- Елизавета Петровна
- Петр III
- Екатерина II
Второй уровень (линии от каждого правителя):
- Иван IV (Грозный) → Введение опричнины, захват Казани
- Федор I → Период регентства Бориса Годунова
- Борис Годунов → Начало Смутного времени
- Лжедмитрий I → Первый самозванец
- Василий IV Шуйский → Власть переходит к Шуйским
- Михаил Федорович Романов → Основание династии Романовых
- Алексей Михайлович → Соляной бунт, восстание Степана Разина
- Федор III → Краткосрочное правление
- Иван V и Петр I → Совместное правление
- Петр I → Великие реформы, Северная война
- Екатерина I → Продолжение политики Петра
- Петр II → Возвращение к Москве
- Анна Иоанновна → Бироновщина
- Иван VI → Краткое правление, свержен
- Елизавета Петровна → Блестящий двор, захват Восточной Пруссии
- Петр III → Реформы, свержен
- Екатерина II → «Золотой век» дворянства, расширение России
Третий уровень (конкретные события или реформы):
- Иван IV → Проведение административных реформ, создание стрелецкого войска
- Петр I → Строительство Санкт-Петербурга, создание регулярной армии
- Екатерина II → Реформы в области образования, участие в разделах Польши
Ключевые слова на линиях: реформы, войны, бунты, строительство, образование.
2. Дайте характеристику исторических деятелей: Бориса Годунова, Емельяна Пугачева, Александра Меншикова (см. памятку 3 на с. 220).
Борис Годунов
- Происхождение: Борис Годунов (ок. 1551—1605) — выходец из рода Годуновых, представитель русского боярства.
- Важнейшие события: Подъем к власти после смерти Федора Ивановича, избрание на царство Земским собором в 1598 году.
- Результаты деятельности: Попытки проведения реформ, усиление центральной власти, борьба с голодом и внутренней нестабильностью, начало Смутного времени.
- Моё отношение: Борис Годунов был амбициозным правителем, стремившимся укрепить государственность России, но его правление омрачено тяжелым голодом и политическими кризисами. Уважаю его за попытки проведения реформ, но неодобряю методы укрепления своей власти, которые привели к Смуте.
Емельян Пугачев
- Происхождение: Емельян Пугачев (ок. 1742—1775) — донской казак, лидер крупнейшего крестьянского восстания в истории России.
- Важнейшие события: Произвел себя за императора Петра III, организовал восстание против крепостничества и самодержавия.
- Результаты деятельности: Восстание охватило обширные территории, вызвало сильное беспокойство у властей, было жестоко подавлено.
- Моё отношение: Пугачев вызывает у меня двойственные чувства. С одной стороны, его стремление к справедливости и борьба с несправедливым крепостным правом заслуживают уважения. С другой стороны, беспорядки и насилие, сопровождавшие восстание, нельзя одобрить.
Александр Меншиков
- Происхождение: Александр Данилович Меншиков (1673—1729) — выходец из простого народа, близкий соратник Петра Великого, один из высших государственных деятелей начала XVIII века.
- Важнейшие события: Восхождение по служебной лестнице благодаря дружбе с Петром I, участие в реформах и военных походах, правление как губернатор Санкт-Петербурга.
- Результаты деятельности: Стал одним из крупнейших землевладельцев России, способствовал развитию Санкт-Петербурга.
- Моё отношение: Меншиков — фигура противоречивая. С одной стороны, его восхождение демонстрирует возможности для талантливых людей даже из низов в эпоху Петра Великого. С другой стороны, его стремление к обогащению и власти, а также роль в упадке после смерти Петра I вызывают критику.
3. Почему в XVI в. одну из главных внешнеполитических задач Россия видела в выходе к Балтийскому морю? Чем, по вашему мнению, объясняются успехи и неудачи во внешней политике в период правления Ивана IV?
Выход к Балтийскому морю был стратегически важен для России для установления прямых торговых связей с Европой и усиления морской мощи.
Успехи и неудачи Ивана IV во внешней политике объясняются сочетанием военного мастерства, политической дальновидности и внутренних проблем, таких как боярская оппозиция и экономические трудности.
4. Смутой или Смутным временем историки называют начало XVII в., когда в России начался глубокий общественный кризис. Они по-разному объясняют причины Смуты: династический кризис, незаконность правления Бориса Годунова и др. Какие причины Смуты назвали бы вы?
Основными причинами Смуты являются династический кризис после смерти бездетного Федора I, споры о легитимности власти Бориса Годунова, социальное недовольство, усиленное налоговым давлением и крестьянскими бунтами, и иностранное вмешательство, в частности Польши и Швеции, стремившихся использовать внутренние проблемы России в своих интересах.
5. Почему ни Борис Годунов, ни оба Лжедмитрия, ни Василий Шуйский, несмотря на поддержку многочисленных сторонников, не смогли укрепить свою власть, тогда как воцарение Михаила Федоровича Романова укрепило власть и положило конец Смуте?
Ни один из этих правителей не смог создать стабильную властную структуру из-за постоянной внутренней борьбы и отсутствия легитимности. Воцарение Михаила Федоровича Романова положило конец Смуте, поскольку его власть была поддержана Земским собором, представляющим широкие слои населения, что обеспечило ему легитимность и поддержку, необходимые для стабилизации страны.
6. Покажите на карте в атласе территориальные изменения, которые произошли в России в XVII в.
В XVII веке Россия значительно расширила свои территории за счет включения в свой состав Сибири, части Украины и доступа к Черному морю. В результате ряда войн и мирных договоров были присоединены Сибирь после похода Ермака, Левобережная Украина и Киев после Переяславской Рады 1654 года, а также территории на юго-востоке и в Прибалтике.
7. Составьте схему «Основные направления внешней политики России в конце XVII — начале XVIII в.». Был ли внешнеполитический курс России продолжением ее деятельности в предшествующую эпоху (например, в XVI в.)? Аргументируйте свой ответ.
1) Борьба за выход к Балтийскому морю (Северная война с Швецией).
2) Расширение на юг (войны с Османской империей за выход к Черному морю).
3) Усиление влияния в Восточной Европе (участие в разделах Речи Посполитой).
Этот курс был частичным продолжением внешнеполитической деятельности России в XVI в., когда основное внимание также уделялось расширению границ, но с более активным участием в европейских делах и стремлением к выходу к морям.
8. Какие новые черты русской культуры, появившиеся в XVII в., получили свое развитие в культуре XVIII в.? Назовите новые направления в культуре XVIII в.
В XVII в. началось развитие светской литературы и театрального искусства, которые получили дальнейшее развитие в XVIII в. в форме классицизма в литературе и основания первых публичных театров.
Новые направления в культуре XVIII в.: просвещение, развитие научных знаний и образования, а также появление портретной живописи и зарождение русского классицизма в архитектуре.
9. Создайте портретную галерею выдающихся российских деятелей XVI–XVIII вв. Обратите внимание на то, как их изображали разные художники. Каким образом передавались личностные качества этих деятелей?
Через сочетание визуального искусства, литературы и исторических документов формировался образ исторического деятеля, в котором отражались как его внешние черты, так и внутренний мир, убеждения и личностные качества.