§ 51. Формирование представлений об эволюции человека
1. Какие взгляды о происхождении человека существовали в различные эпохи? Какой вклад в развитие представлений об антропогенезе внес Ж.-Б. Ламарк? Ч. Дарвин?
В древних племенах верили в происхождение от животных, в античности некоторые философы высказывали идеи природного происхождения человека, позже утвердилось мнение о креационизме.
Ж.-Б. Ламарк высказал предположения о происхождении людей от обезьяноподобных предков и о родстве орангутана и человека.
Ч. Дарвин внес значительный вклад, приведя аргументы в пользу естественного происхождения людей и указав на важность наследственной изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора в процессе антропогенеза.
2. Охарактеризуйте положение вида Человек разумный в системе живой природы. Перечислите признаки, на основании которых Человек разумный относится к соответствующим таксонам.
Человек разумный относится к Царству Животные, Типу Хордовые, Подтипу Позвоночные, Классу Млекопитающие (Звери), Подклассу Настоящие звери (Живородящие), Отряду Приматы.
Основные признаки: гетеротрофное питание, активное передвижение, отсутствие клеточной стенки в клетках, наличие хорды и жаберных щелей у зародыша, позвоночник, выкармливание потомства молоком, наличие матки и внутриутробное развитие, верхние конечности пятипалые хватательного типа, бинокулярное зрение и другие.
3. Какие признаки доказывают эволюционное родство человека с другими приматами?
Эволюционное родство человека с другими приматами доказывают сходство эмбрионального развития, строения тела, наличие рудиментов, появление атавизмов, а также сравнительно-анатомические и эмбриологические данные, указывающие на удивительное сходство человека и человекообразных обезьян.
4. Назовите качественные отличия человека от других млекопитающих, связанные с прямохождением.
К качественным отличиям, связанным с прямохождением, относятся особенности строения опорно-двигательного аппарата: большое затылочное отверстие расположено в центре основания черепа, S-образная форма позвоночника, укороченный позвоночник, широкая и уплощенная грудная клетка, расширенный таз, длинные нижние конечности, развитые мышцы ног и спины, стопа без хватательной функции с параллельным расположением большого пальца и амортизационным сводом.
5. Какие особенности человека связаны с развитием мышления и речи? С трудовой деятельностью?
С развитием мышления и речи связано увеличение объема головного мозга, высокая степень развития коры больших полушарий, наличие центров речи, логического мышления, конструктивной деятельности, наличие второй сигнальной системы. С трудовой деятельностью связано использование верхних конечностей для манипуляции предметами, высокая степень противопоставления большого пальца, способность к осознанному и целенаправленному изготовлению орудий труда.
6∗. Как вы думаете, какие положительные и отрицательные последствия для человека вызвал переход его эволюционных предков от передвижения с использованием четырех конечностей к прямохождению? Ответ обоснуйте.
Положительные последствия: освобождение рук для трудовой деятельности, использование инструментов, развитие мозга и социальных взаимодействий. Отрицательные последствия: увеличение нагрузки на позвоночник и суставы нижних конечностей, что приводит к возможным проблемам с опорно-двигательным аппаратом, таким как боли в спине, артрит, ишемия.