§ 49. Прогресс и регресс в эволюции
1. Что такое биологический прогресс? Биологический регресс? Какие признаки свидетельствуют о том, что эволюция той или иной систематической группы направлена на биологический прогресс? На биологический регресс?
Биологический прогресс – это направление эволюции, которое сопровождается повышением приспособленности организмов к условиям окружающей среды, увеличением численности особей, их расселением в новые местообитания, расширением ареалов и способствует видообразованию.
Биологический регресс, наоборот, характеризуется снижением приспособленности организмов к среде обитания, уменьшением численности особей, сокращением ареалов и даже полным исчезновением видов.
Признаки биологического прогресса: увеличение численности особей, расширение ареалов, видообразование, возникновение новых родов, семейств и т. д.
Признаки биологического регресса: уменьшение численности особей, сокращение ареалов и вымирание видов.
2. Что представляет собой морфофизиологический прогресс и регресс? Назовите главные причины морфофизиологического регресса живых организмов.
Морфофизиологический прогресс – это повышение уровня организации живых организмов в ходе эволюции, усложнение их строения и процессов жизнедеятельности.
Морфофизиологический регресс означает упрощение организации живых организмов.
Главные причины морфофизиологического регресса – это переход к малоподвижному, сидячему или паразитическому образу жизни.
3. Охарактеризуйте основные пути достижения биологического прогресса и соответствующие им адаптации. Приведите примеры ароморфозов, алломорфозов и катаморфозов.
Основные пути достижения биологического прогресса: арогенез, аллогенез и катагенез. Арогенез связан с формированием крупных новых приспособлений (ароморфозы), например, развитие третьего зародышевого листка у плоских червей. Аллогенез – путь, при котором организмы приобретают частные адаптации, не изменяющие их общий уровень организации (алломорфозы), например, различная форма крыльев у насекомых. Катагенез – путь, при котором биологический прогресс достигается за счет упрощения организации (катаморфозы), например, утрата головного отдела тела у двустворчатых моллюсков.
4. Опишите известные вам способы осуществления эволюционного процесса, приведите примеры. Объясните, почему дивергенция приводит к формированию гомологичных органов, а конвергенция — аналогичных.
Основные способы осуществления эволюционного процесса: дивергенция и конвергенция.
Дивергенция – это процесс эволюционного расхождения признаков у родственных организмов, живущих в различных условиях, что приводит к формированию гомологичных органов.
Конвергенция – независимое появление сходных признаков у неродственных организмов, что приводит к развитию аналогичных органов.
Пример дивергенции: различные формы клюва у птиц.
Пример конвергенции: похожий внешний вид акулы и дельфина.
5∗. Используя знания, полученные вами при изучении биологии, объясните, возникновение каких ароморфозов в ходе эволюционного развития живой природы обусловило освоение наземно-воздушной среды: а) растениями; б) беспозвоночными животными; в) позвоночными животными.
а) У растений освоение наземно-воздушной среды было связано с возникновением корневой системы, проводящих тканей (ксилемы и флоэмы), воскового покрытия листьев для уменьшения испарения, и спор для размножения.
б) У беспозвоночных животных ароморфозами были формирование более сложной опорно-двигательной системы и развитие легочной дыхательной системы.
в) У позвоночных животных ароморфозами стали развитие легких, амниотического яйца и кератинового покрова кожи.