58. Специализированные охраняемые территории
Ключевые вопросы
1. Перечислите основные виды природоохранной деятельности.
Основные виды природоохранной деятельности: создание и поддержка заповедников, национальных парков, заказников, резерватов, памятников природы, а также создание Красной книги, экологическое образование и воспитание подрастающего поколения.
2. Причина создания Полесского государственного радиационно-экологического заповедника нам известна. Какие работы проводятся на территории заповедника? Как предотвращается распространение опасных радионуклидов за границы заповедника? Какова роль этого заповедника на сегодняшний день?
На территории заповедника ведутся наблюдения за развитием дикой природы в условиях радиоактивного загрязнения и изучаются способы восстановления почв Беларуси, загрязненных радионуклидами.
Роль заповедника на сегодняшний день заключается в наблюдении за радиобиологическими и экологическими последствиями аварии на Чернобыльской АЭС и в восстановлении экосистем.
3. Что такое резерваты? Чем они отличаются от заказников?
Резерваты — это небольшие территории, где природные объекты находятся под особой охраной государства, и могут охраняться один вид или группа видов, возможно, и весь природный комплекс.
Отличие от заказников заключается в том, что в резерватах может охраняться весь природный комплекс или его конкретные виды, тогда как заказники охраняют лишь отдельные его элементы, например, отдельные виды растений или животных.
4. Из списка животных выберите охраняемые виды Беларуси: европейская рысь, большая белая цапля, благородный олень, большой подорлик, лесная куница, бурый медведь, речная выдра, болотная черепаха, белая куропатка, заяц русак.
Бурый медведь, белая куропатка, европейская рысь, большой подорлик, болотная черепаха.
Сложные вопросы
1. Какой, на ваш взгляд, вклад в природоохранную деятельность могут внести учащиеся?
Учащиеся могут внести вклад в природоохранную деятельность через участие в экологических проектах и акциях, развитие экологического образования и воспитания среди сверстников, а также через пропаганду идеи устойчивого развития и бережного отношения к природе в обществе.
2. Какие охраняемые территории есть в вашей местности? Как вы считаете, какие еще охраняемые территории следует организовать в вашей местности? Ответ обоснуйте.
Национальные парки, природные резерваты и памятники природы. Важно организовывать новые охраняемые территории для сохранения биоразнообразия, редких и исчезающих видов флоры и фауны, а также уникальных природных ландшафтов.