§ 48. Физиологические основы высшей нервной деятельности
Ключевые вопросы
1. Что такое инстинкты? Чем они отличаются от безусловных рефлексов?
Инстинкты — это сложные наследственно обусловленные формы поведения, стереотипные реакции, возникающие при совпадении внутреннего состояния организма с определенными факторами среды. Они отличаются от безусловных рефлексов тем, что безусловные рефлексы формируются к моменту рождения, передаются по наследству и остаются неизменными в течение всей жизни, в то время как инстинкты представляют собой более сложные поведенческие реакции.
2. Какие условия необходимо соблюдать для целенаправленного образования условных рефлексов?
Для целенаправленного образования условных рефлексов необходимо наличие условного и безусловного раздражителей, а также многократное использование этих раздражителей в комплексе. Условный рефлекс вырабатывается после повторного сочетания этих раздражителей.
3. В чем именно состоят различия между внешним и внутренним торможением условных рефлексов? Приведите примеры.
Внешнее торможение развивается в результате действия любого неожиданного сигнала, вызывая ориентировочную реакцию и автоматически затормаживая другие процессы (например, пешеход, остановившийся на звук автомобиля). Внутреннее торможение возникает при отмене подкрепления условного раздражителя безусловным, что приводит к угасанию условного рефлекса (пример с собакой, которая перестает выделять слюну в ответ на звуковой сигнал, если его не подкреплять пищей).
4. Что представляет собой высшая нервная деятельность?
Высшая нервная деятельность представляет собой деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающую наиболее совершенное приспособление организма к окружающей среде.
5. Чем отличается художественный тип высшей нервной деятельности от мыслительного?
Художественный тип высшей нервной деятельности характеризуется образным мышлением и доминированием стимулов первой сигнальной системы, вызывающих яркие образы и ориентированных на художественные образы. Мыслительный тип оперирует абстрактными понятиями, его поведение определяют стимулы второй сигнальной системы.
Сложные вопросы
1. Как только новорожденного прикладывают к материнской груди, он сразу начинает совершать сосательные движения. Это условный или безусловный рефлекс?
Это безусловный рефлекс, поскольку он формируется к моменту рождения и обеспечивает выживание организма.
2. Как, используя полученные вами знания о ВНД, установить, что человек симулирует глухоту?
Можно использовать методику, основанную на условных рефлексах. Например, предъявлять незаметные звуковые раздражители в моменты, когда человек не ожидает, и наблюдать за его реакцией или изменением физиологических показателей.
3. Как можно использовать знания об условном рефлексе для выработки правильного режима дня?
Можно создавать условные рефлексы, ассоциируя определенные действия с временем суток. Например, выработка условного рефлекса на подготовку ко сну при звуках спокойной музыки или чтении книги перед сном.
4. Как вы думаете, представителем какого типа высшей нервной деятельности (мыслительного или художественного) являлся Вольфганг Амадей Моцарт? Альберт Эйнштейн? Леонардо да Винчи?
Вольфганг Амадей Моцарт, вероятно, был представителем художественного типа, учитывая его гениальность в области музыки. Альберт Эйнштейн — представителем мыслительного типа, благодаря его вкладу в науку и разработке теорий. Леонардо да Винчи мог быть представителем среднего типа, так как он проявил себя и в искусстве, и в науке.
5. Как согласовываются между собой современные представления о функциях правого и левого полушарий и о сигнальных системах действительности?
Современные представления о функциях правого и левого полушарий головного мозга дополняют понимание сигнальных систем действительности. Правое полушарие ассоциируют с образным мышлением и художественными способностями, что соответствует первой сигнальной системе, тогда как левое полушарие — с абстрактным мышлением и аналитическими способностями, соответствующими второй сигнальной системе.