209
1. Какие смысловые части можно выделить в рассказе? Составьте его план.
1) Описание природы и тишины, парадоксальное спокойствие природы и безлюдности;
2) Появление дрезины с героями рассказа: мужчиной, женой и мальчиком;
3) Приостановка движения дрезины из-за кончившегося бензина, диалог семьи;
4) Воспоминания о прошлой жизни и исчезновении людей;
5) Дискуссия о новом мире без людей и планы на будущее;
6) Внутренний конфликт взрослых и мечты о возвращении прежней жизни;
7) Реакция мальчика на эмоции родителей и его действия с бутылкой и посланием.
2. Что парадоксально в описании природы, которым начинается рассказ?
Парадоксальность описания природы заключается в том, что несмотря на кажущееся безмолвие и неподвижность, мир полон жизни и движения. Безлюдье контрастирует с полным жизни природным миром.
3. Почему среди героев рассказа оказались мужчина, женщина и мальчик? Почему у взрослых нет имён? В тексте рассказа есть детали прошлой жизни героев. Подготовьте рассказ о ней от лица одного из героев (по выбору).
В рассказе нет имен у героев, чтобы подчеркнуть универсальность ситуации и возможность отождествления читателя с любым из персонажей. Взрослые – это образцы родителей, а мальчик – образец ребенка в новом мире. Их прошлая жизнь была наполнена рутиной и мечтами о спокойствии.
4. Понаблюдайте за поведением взрослых. Как они выглядят, каково их душевное состояние? С помощью каких выражений автор передаёт их внутреннее напряжение? Как и почему меняется их отношение к «тридцатилетним каникулам»?
Взрослые выглядят аккуратно одетыми, но внутри у них смешанные чувства о новой реальности. Автор передает их внутреннее напряжение через описания их действий и диалогов. Их отношение меняется от попытки найти счастье в новом мире до осознания, что им не хватает привычной жизни полной людей и суеты.
5. В чём особенности финала рассказа? «Я родился счастливым, — говорил Брэдбери, — и с оптимизмом встречаю любое испытание. Не терплю тоски, не выношу людей серьёзных и тех, кто пишет про отчаяние и тоску, но не предлагает никаких путей для спасения». А следует ли этому утверждению писатель в рассказе «Каникулы»?
Финал рассказа особенный тем, что демонстрирует глубокие эмоциональные переживания главных героев, их одиночество и потерянность в безлюдном мире, а также желание мальчика обратиться за помощью или контактом, отправляя послание в море.
Писатель следует своему утверждению в некоторой степени, поскольку конец рассказа оставляет место для размышлений и интерпретации о будущем героев, не закрывая дверь перед возможностью их внутреннего спасения или примирения.
6. О чём Джим написал в своём послании? Придумайте текст этого письма.
Дорогой незнакомец,
Если ты нашёл это послание, значит, море решило, что ты должен это прочитать. Меня зовут Джим, и я последний мальчик на Земле. Мне семь лет, и я здесь с мамой и папой. Мы путешествуем на дрезине по ржавым рельсам, пересекая тишину и пустоту того, что когда-то было полным людей миром.
Я пишу это, потому что иногда мне становится очень одиноко. Я вспоминаю, как было много людей вокруг, как они смеялись, играли и рассказывали истории. Теперь всё это исчезло, и иногда мне кажется, что я забываю, как звучат голоса других детей.
Мама и папа говорят, что мы должны быть счастливыми, что у нас впереди тридцать лет приключений. Но иногда они тоже грустят, и я вижу это. Иногда я хочу, чтобы просто всё вернулось на свои места, чтобы на улицах снова было множество людей, и я мог бы найти себе друга.
Если ты прочитал это и можешь что-то сделать, пожалуйста, помоги нам. А если ты тоже одинок, знай, что где-то здесь есть я, Джим, и я тоже ищу друга.
С надеждой,
Джим