158
1. От чьего лица ведётся повествование в произведении? Какими чертами обладает герой? Сколько ему лет в начале и в конце повести? С какими недетскими проблемами ему пришлось столкнуться?
Повествование в произведении ведётся от первого лица, от лица главного героя – мальчика по имени Сергей, сына Сергея Емельянова. Герой обладает такими чертами, как сочувствие, ответственность, умение сочувствовать и забота о близких. В начале повести ему около 12 лет, он ученик шестого класса, а в конце повести прошло три с половиной года, следовательно, ему около 15-16 лет. Сергей сталкивается с проблемами взросления, разочарованиями в друзьях и потерей близких, осознает сложность человеческих отношений и моральной ответственности.
2. Расскажите о бабушке Сергея. Какое влияние она оказала на становление характера мальчика? В чём похожи эти герои? Рассмотрите иллюстрацию (с. 126). Найдите соответствующий ей эпизод в повести. Что и почему изменил художник?
Бабушка вносит значительный вклад в жизнь и формирование характера Сергея, став ему близким человеком. Они оба предпочитают творческую свободу вместо строгой дисциплины, что отражается в их любви к кино и неформальном времяпрепровождении. Их отношения дарят Сергею ощущение счастья и свободы.
На иллюстрации бабушка и Сергей на фоне портрета его родителей, символизирующего семейные связи. Изображение отражает ключевой момент из повести, когда Сергей колеблется между поездкой к Нине Георгиевне и родителям, что видно по его выражению лица, в то время как бабушка, занятая вязанием, поддерживает его свободу выбора. Это подчеркивает внутренний конфликт героя и важность семьи для сюжета и развития его характера.
3. Как в повести о мальчике из образцовой семьи появляется Нина Георгиевна? Чем она не похожа на остальных? Почему она могла понять каждого человека? Расскажите о двух потерях Нины Георгиевны. Что даёт силы ей жить дальше в каждой из ситуаций?
В повести Нина Георгиевна появляется как врач, работающий в школе, где учится Шурик – мальчик, которого она взяла к себе из детского дома. Она не похожа на других тем, что всегда готова понять и простить любого человека, вне зависимости от их поступков. Она обладает глубоким состраданием и способностью видеть ситуацию с точки зрения других. Первая её потеря – это расставание с Сергеем Емельяновым, отцом главного героя, когда он ушёл на фронт и больше не вернулся к ней. Вторая потеря – это уход Шурика, когда нашлись его биологические родители. В обоих случаях Нина Георгиевна находит в себе силы продолжать жить благодаря своей работе, любви к детям и убеждению в том, что потери – это часть жизни, которую можно понять и принять.
4. Составьте план для сравнительной характеристики Шурика и Сергея. Что у них общего и чем различаются герои? Почему они сделали разный выбор в отношении Нины Георгиевны?
Общие черты:
– Оба переживают трудные моменты в отношениях с Ниной Георгиевной.
– Каждый из них в определённый момент времени находится под опекой Нины Георгиевны.
– Обоим героям приходится делать выбор, касающийся их отношений с Ниной Георгиевной.
Различия:
– Шурик принимает решение полностью отречься от взаимоотношений с Ниной Георгиевной, оставляя её и полностью переходя к своим настоящим родителям.
– Сергей, напротив, чувствует ответственность перед Ниной Георгиевной и решает сохранить связь с ней, несмотря на переезд и другие обстоятельства.
– Шурик действует более решительно и категорично, в то время как Сергей проявляет сочувствие и привязанность.
– Сергей проявляет способность к эмпатии и желание поддержать Нину Георгиевну, даже если это идёт вразрез с планами семьи.
Причины разного выбора:
– Шурик убеждён в необходимости принять новую семью и считает, что так будет лучше для всех, включая Нину Георгиевну.
– Сергей чувствует личную обязанность перед Ниной Георгиевной и не может позволить себе оставить её в трудной ситуации.
5. Почему Сергей не захотел стать третьей потерей Нины Георгиевны? Какие черты характера приобретает герой в этой непростой жизненной ситуации?
Сергей не захотел стать третьей потерей Нины Георгиевны, потому что он понимает важность человеческих отношений и стоимость личного присутствия. Он учится отвечать за свои обещания и поступки, проявляет зрелость и сострадание. Черты характера, которые герой приобретает: ответственность, сочувствие, верность своим словам, а также способность жертвовать личными интересами ради блага другого человека.
6. Выпишите из повести афоризмы. Какую роль в повествовании они играют? Найдите похожие мысли у других писателей, классиков и современников.
«Ведь есть самолёты и поезда, которые совершают маршруты вне графика и вне расписания.»
«Чтобы уйти от человека, надо иногда придумывать ложные причины. Потому что истинные бывают слишком жестоки.»
«Чтоб прийти, ничего не нужно придумывать. Надо просто прийти, и всё...»