116-117

1. Почему описание последних дней Катерины Петровны дано на фоне ненастной поздней осени? Какое настроение вызывает пейзажная зарисовка в начале рассказа? Найдите слова и выражения, передающие это настроение.

Описание дано на фоне ненастной поздней осени, чтобы подчеркнуть её одиночество, угасание жизни и мрачное настроение, окутывающее её старинный дом. Пейзажная зарисовка вызывает чувство уныния, печали и ощущение неизбежного конца. Слова и выражения, передающие это настроение: «холодный», «ненастный», «почернели», «полегла», «тащились», «рыхлые тучи», «назойливо сыпался дождь», «нельзя было ни пройти, ни проехать».

2. Как образ маленького подсолнечника у забора связан с состоянием Катерины Петровны? Найдите и выпишите другие образы-символы из мира природы, которые помогают ощутить и понять боль угасания жизни одинокого человека.

Образ подсолнечника связан с состоянием Катерины Петровны через его упорное, но бесполезное стремление расцвести до конца, что символизирует неисполнимое желание старушки увидеть свою дочь. Другие образы-символы из мира природы: «спутанная трава», «осыпаться», «рыхлые тучи», «сыпался дождь», «долгие, тяжёлые ночи», «поверх ваты когда-то жёлтые, а теперь истлевшие и чёрные листья».

3. Сравните описание дома, сада и их хозяйки с изображениями на форзаце 1. Найдите в тексте детали, значимые для характеристики героини. Почему упоминается картина И. Н. Крамского?

Детали, значимые для характеристики героини: «застоялся горький запах», «пыльный "Вестник Европы"», «пожелтевшие чашки», «давно не чищенный самовар», «маленькая, в золотой раме, — подарок Крамского». Упоминание картины И. Н. Крамского намекает на культурное прошлое Катерины Петровны и её связь с миром искусства, который уже ушёл в прошлое.

4. Составьте письменно план рассказа о жизни Катерины Петровны и её одинокой старости. Подготовьте в соответствии с планом устное сообщение.

1) Вступление: описание октября и дома Катерины Петровны.
2) Описание жизни Катерины Петровны:
– Прошлое: жизнь с отцом, путешествия, встреча с известными людьми.
– Настоящее: ежедневная рутина, одиночество, воспоминания.
3) Описание одинокой старости:
– Утраты: ухудшение здоровья, отсутствие общения.
– Последние дни жизни: слабость, ожидание новостей от дочери.
3) Заключение: последствия одиночества, значение человеческих связей.

5. Почему Настя так долго не навещает мать и не пишет ей? Можно ли назвать Настю жестокой? Зачем Паустовский подробно рассказывает о её ленинградской жизни? Почему добрая и внимательная к другим людям Настя оказалась такой чёрствой по отношению к матери?

Потому что Настя полностью поглощена своей работой и социальной жизнью в Ленинграде. Её нельзя назвать жестокой, но она стала бесчувственной к страданиям матери из-за своей занятости и приоритетов. Паустовский подробно рассказывает о её ленинградской жизни, чтобы показать контраст между её активной жизнью и одиноким существованием матери. Это также подчёркивает, что несмотря на внимание к чужим проблемам, Настя не замечает боль близких.

6. Паустовский оправдывает или осуждает Настю? Как с помощью антитезы писатель помогает увидеть истинную доброту и человечность людей? Как показано позднее «прозрение» Насти в Ленинграде, её состояние в Заборье? Какую роль играют описания природы в этих сценах?

Паустовский не столько осуждает Настю, сколько показывает последствия её действий. Антитеза между миром Насти и миром Катерины Петровны помогает увидеть истинную доброту и человечность случайных людей, таких как Тихон и Манюшка, в отличие от Насти. Позднее «прозрение» Насти в Ленинграде и её состояние в Заборье показаны через описание её внутреннего мира и окружающей природы, которая символизирует её чувства и переживания.

7. В каких эпизодах, на ваш взгляд, ярче всего раскрывается суть характеров Тихона, Манюшки, молоденькой учительницы? Какова роль каждого из них в раскрытии идеи произведения?

Тихон, Манюшка и молоденькая учительница раскрываются в эпизодах, связанных с их участием в жизни и смерти Катерины Петровны. Тихон проявляет уважение и заботу, отправляя телеграмму Насте; Манюшка берёт на себя заботу о старушке в последние дни; учительница проявляет сострадание, целуя руку умершей.

8. Как вы думаете, почему скорбная сцена похорон Катерины Петровны завершается словами: «За оградой, в лёгком перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная, родная земля»?

Скорбная сцена похорон Катерины Петровны завершается словами о родной земле, чтобы подчеркнуть бесконечный цикл жизни, где смерть является началом нового, и что жизнь продолжается несмотря на утраты.

9. К. Г. Паустовский в книге «Золотая роза» (в главе «Зарубки на сердце») рассказал, как была создана «Телеграмма». Найдите и прочитайте этот отрывок, чтобы понять, в чём отличие художественного вымысла от жизненной правды и какими сокровенными мыслями хотел поделиться автор с читателями в своём рассказе.

В «Золотой розе» Паустовский осуждает забвение родителей их детьми, показывая одиночество и беспомощность пожилых. Он призывает молодежь заботиться о своих стареющих родителях, подчеркивая важность внимания и общения, не только материальной помощи. Автор напоминает о неизбежности старости для каждого и о долге любви и памяти к родителям, которые вложили в нас свою жизнь.

10. В чём «Телеграмма» К. Г. Паустовского перекликается с рассказом «На Каляды к сыну» Зм. Бядули? Почему оба писателя обращаются к одной теме?

Этот рассказ, как и «Телеграмма» Паустовского, затрагивает тему отчуждения детей от родителей, одиночества стариков и потери человечности в современном обществе. Оба произведения показывают трагедию старости, когда ожидания помощи и поддержки со стороны детей разбиваются о жестокость реальности.