73-74
1. Изучите содержание ресурса «А. Грин. “Алые паруса”». Кратко сформулируйте, в чём состоят особенности произведения: 1) жанр; 2) сюжет; 3) композиция.
Жанр: повесть-сказка или повесть-феерия.
Сюжет: история девушки Ассоль, которая ждет человека, способного привезти ее на корабле с алыми парусами, и капитана Грэя, который воплощает ее мечту в реальность.
Композиция: произведение состоит из семи глав, в которых рассказывается история жизни и судьбы главных героев, их внутренний мир и обстоятельства их встречи.
2. Жанр «Алых парусов» определяют по-разному: повесть-сказка, повесть-феерия. Уточните отличительные черты этих жанров. Опираясь на текст, определите жанровую принадлежность этого произведения и сформулируйте не менее трёх аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.
Жанровая принадлежность "Алых парусов": повесть-феерия.
Аргументы:
- В произведении присутствует элемент чудесного (предсказание волшебника Эгля о корабле с алыми парусами).
- История наполнена романтическими и сказочными мотивами (волшебное кольцо, которое находит Ассоль, мечта о прекрасном принце).
- События разворачиваются в мифическом пространстве, где реальность переплетается с фантазией (городок Каперна, несуществующий на картах мира).
3. Опишите место действия произведения: где находится Каперна, какие люди её населяют (общая характеристика). Определите место Каперны на карте Гринландии.
Место действия: Каперна – небольшой приморский городок, жители которого живут простой и трудовой жизнью, занимаясь рыболовством и мореплаванием.
4. Как относились жители Каперны к Ассоль и её отцу? Какую особенность жизни в городке подметил Эгль и как она характеризует капернцев?
Жители Каперны относились к Ассоль и её отцу с недоверием и насмешками, считая их чудаками и помешанными на сказках. Эгль подметил, что в Каперне не рассказывают сказок и не поют песен, что характеризует капернцев как практичных и лишенных воображения людей.
5. Опишите особенности внешности и характера Ассоль. Рассмотрите иллюстрации, размещённые в тексте и на форзаце 2. Установите, с какими эпизодами повести они связаны. Выпишите из текста ключевые выражения, передающие состояние героини в этих моментах.
Особенности внешности и характера Ассоль: она тоненькая, невысокая девушка с серьезными для своего возраста глазами, живущая в мире своих мечтаний и ожидающая чудесного принца. Иллюстрации связаны с моментами, когда Ассоль мечтает о корабле с алыми парусами, встречает Грэя и готовится к их совместной жизни. Состояние героини в эти моменты отражают такие выражения как «огромное море», «взмах вала», «легка и чиста, как полёт ласточки».
6. Кто определил характер и судьбу Ассоль? Создайте общий список тех людей, которые повлияли на жизнь девушки. Письменно дайте характеристику одному из них (возраст, род занятий, главное в характере, суть поступка).
На характер и судьбу Ассоль повлияли следующие люди: её отец Лонгрен, соседка, вдова, ухаживавшая за ней после смерти матери, и волшебник Эгль. Характеристика Эгля: пожилой человек, собиратель песен и сказок, имеет вид охотника и горожанина, сильный и смелый взгляд, внушил Ассоль веру в то, что к ней приплывет корабль с алыми парусами.
7. Сравните детство Ассоль и Грэя. Что общего и в чём различия между ними? Почему Ассоль и Грэй всё-таки встретились? Как они понимают смысл слова «счастье»?
Детство Ассоль и Грэя было различным: Ассоль выросла в бедности и одиночестве, тогда как Грэй — в богатстве и свободе выбора. У них было общее воображение и стремление к чему-то необычному и прекрасному. Ассоль и Грэй встретились, потому что оба искали истинную любовь и готовы были совершить ради неё нечто необычное. Счастье для Ассоль — воплощение её мечты о корабле с алыми парусами, для Грэя — возможность делать чудеса своими руками и находить настоящую любовь.
8. Действие произведения разворачивается в среде моряков. Соберите «морские» термины, которые употребляет автор. Дайте им объяснение.
Бриг – двухмачтовое парусное судно с косыми парусами.
Матрос – член экипажа корабля, выполняющий основные работы по управлению судном.
Трюм – нижнее внутреннее пространство корабля, где хранятся грузы и запасы.
Бак – передняя часть верхней палубы корабля.
Шторм – сильный ветер, вызывающий бурю на море.
Шлюпка – небольшое судно, лодка, используемая для перевозки людей или грузов на короткие расстояния, часто с корабля на берег и обратно.
Балласт – груз, используемый для стабилизации судна в воде.
Фрахт – плата за перевозку груза на судне.
Такелаж – совокупность снастей, тросов, блоков, шкотов и других приспособлений на парусном корабле для управления парусами и мачтами.
Вахтенный – член экипажа, стоящий на вахте, то есть выполняющий круглосуточное наблюдение и несение службы в определённое время.
Рулевой – член экипажа, управляющий рулём корабля.
Корма – задняя часть судна.
9. В 1961 году кинорежиссёром А. Л. Птушко был снят фильм по мотивам повести «Алые паруса» с одноимённым названием. Какие сюжетные детали меняет режиссер, чтобы сделать фильм более современным? Если бы вы были режиссёром, сни мающим фильм по мотивам книги, каких актёров вы бы пригласи ли на главные роли? Какие новые сюжетные элементы привнесли бы в фильм?
Режиссер А. Л. Птушко внёс в сюжет фильма изменения, чтобы адаптировать историю к кинематографическому языку и сделать её более привлекательной для зрителей того времени.
В повести в день встречи с Греем, Ассоль гуляла по лесу босиком, а в фильме она гуляет босиком в другой сцене.
Герои повести не политики, а в фильме Грей – сторонник революционного движения.
В книге Грэй покупает судно «Секрет» на деньги матери, а в фильме он нанимается на судно капитаном по протекции капитана.
10. Выполните задание «Тематический контроль. А. С. Грин. “Алые паруса”».
1) От кого из героев Ассоль услышала слова: «Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветет сказка, памятная надолго. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус… Ты увидишь храброго, красивого принца…». – От собирателя сказок Эгля.
2) Назовите полное имя Грэя. – Артур Грэй.
3) После какого эпизода море стало смыслом жизни юного Грэя. – Когда мальчик увидел картину, изображающую море в бурю.
4) Где Грэй впервые увидел Ассоль? – В лесу.
5) Что сделал Грей, увидев Ассоль? – Надел ей на палец кольцо.
6) Почему Грей решил сшить для своего корабля алые паруса. – Ему рассказали историю Ассоль.
7) Чем занимается Лонгрен, чтобы заработать на жизнь. – Делает игрушки.
8) Кому из героев принадлежат слова: «Много ведь придётся в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов: издали – нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых…» – Лонгрен.
9) В конце произведения Грэй сказал: «…я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы..» – Делать чудеса своими руками.