29-30
1. В чём особенности композиции рассказа? Почему автор не сам рассказывает эту историю, а передаёт повествование Ивану Васильевичу? Почему в рассказе помимо главных событий (бала и наказания солдата) есть ещё «обрамление», то есть части, которые непосредственно не связаны с сюжетом, а представляют собой беседу уже пожилого Ивана Васильевича с молодёжью? О чём эта беседа? Почему рассказ, большая часть которого посвящена описанию бала и любви Ивана Васильевича к Вареньке, назван «После бала»?
Особенность композиции рассказа заключается в использовании рамочной структуры: начало и конец рассказа – это беседа Ивана Васильевича с молодежью, где он дает свой взгляд на влияние среды и случая на жизнь человека. Автор передает повествование Ивану Васильевичу, чтобы показать размышления и осмысление главным героем собственного жизненного опыта. «Обрамление» расширяет контекст и позволяет увидеть, как прошедшие события отразились на главном герое. Беседа касается вопроса о влиянии среды и случая на формирование человека. Название «После бала» подчеркивает, что главное в рассказе – это не сам бал и не любовь Ивана Васильевича, а те изменения в его жизни и сознании, которые произошли после него.
2. Определите, какими средствами автор передаёт контрастность следующих сцен и героев:
Первая часть | Вторая часть |
Зала у предводителя | Утренняя улица, площадь |
Хозяева бала, гости | Прохожие, солдаты |
Варенька | Наказываемый солдат |
Полковник на балу | Полковник перед строем солдат |
Иван Васильевич | Иван Васильевич |
Выпишите эпитеты, которыми характеризуются герои, их действия и настроения в сцене бала, а затем — во второй части рассказа. В чём их различие? Какие цвета преобладают в первой и во второй частях?
Почему в первой части писатель широко использует определения, а во второй — глаголы и глагольные формы?
Сопоставьте «звуковое оформление» обеих частей.
С какой целью автор строит рассказ на основе антитезы?
Первая часть:
- Зала у предводителя. Описание залы наполнено восхищением и великолепием, подчеркивающим праздничную и торжественную атмосферу бала («зала прекрасная», «музыканты — знаменитые»).
- Хозяева бала, гости. Хозяева представлены как добродушные и радушные люди, что подчеркивается эпитетами и сравнениями («добродушный старичок», «богач-хлебосол», «бархатном пюсовом платье»).
- Варенька. В описании Вареньки используются эпитеты и сравнения, подчеркивающие ее красоту и изящество («прелестна», «стройная», «царственный вид»).
- Полковник на балу. Полковник предстает в образе любящего отца и красивого военного, что подчеркивается такими эпитетами, как «красивый, статный», а также описанием его доброжелательного поведения на балу.
- Иван Васильевич. Иван Васильевич представлен в моменте веселья и любви, он «был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен».
Вторая часть:
- Утренняя улица, площадь. Утро после бала описывается как «пустынный переулок», «туман», что символизирует одиночество и смутность восприятия.
- Прохожие, солдаты. Прохожие и солдаты описаны нейтрально, без ярких эпитетов, что подчеркивает обыденность и рутину случившегося.
- Наказываемый солдат. Наказываемый солдат изображен как жертва жестокости («оголённый по пояс», «корчившийся»), что передает страдание и беззащитность.
- Полковник перед строем солдат. Полковник здесь выступает как исполнитель жестокости, его действия описываются глаголами, подчеркивающими динамику и насилие («бил», «крикнул», «гневный голос»).
- Иван Васильевич. Иван Васильевич ощущает ужас и отвращение к увиденному («физическая, доходившая до тошноты тоска»), что подчеркивает его чувствительность и эмпатию.
Цветовая гамма второй части — темные и мрачные цвета, олицетворяющие бедствие и жестокость утренних событий. Вместо определений и эпитетов, описывающих бал и красоту, используются глаголы и глагольные формы, акцентирующие внимание на действиях и жестокости, в то время как звуковое оформление — это монотонный барабан и флейта, подчеркивающие безразличие и механичность происходящего.
Автор строит рассказ на основе антитезы, чтобы показать резкий переход от красоты и любви к жестокости и страданию, подчеркивая, что одно событие может радикально изменить восприятие мира и самого себя.
3. Как вы объясните восторженное, приподнятое настроение Ивана Васильевича на балу? Почему вы верите в искренность его прекрасной, возвышенной любви к Вареньке? Какое чувство испытывает он в сцене наказания солдата? Как это его характеризует?
Восторженное настроение Ивана Васильевича на балу объясняется его молодостью, любовью и общим ощущением праздника. Его чувства к Вареньке кажутся искренними и чистыми, описаны тепло и подробно. В сцене наказания он испытывает ужас и отвращение, что характеризует его как человека способного к сочувствию и гуманности.
4. Сравните, какие чувства вызывает отец Вареньки на балу и на площади, хотя автор в обеих сценах характеризует одинаково: «высокая статная фигура». Какие детали портрета и поведения полковника помогают понять привычность и будничность творимой им жестокости? Как вы считаете, лицемерил ли он на балу, а в сцене наказания проявил своё истинное лицо? Есть ли другое объяснение его контрастного поведения?
Отец Вареньки на балу вызывает симпатию и восхищение, тогда как на площади – отвращение и недоумение. Детали, такие как домашние сапоги и улыбка, на балу создают образ добродушного и любящего отца, в то время как жестокость в сцене наказания показывает его как бесчувственного и безжалостного человека. Нельзя однозначно сказать, что он лицемерил; возможно, в его поведении отражалась принятая в обществе норма, которую он неосознанно поддерживал.
5. Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая? Почему его «любовь пошла на убыль»? Почему он отказался вообще от государственной службы? Как, по вашему мнению, сложилась его судьба? Почему он не считал свою жизнь «счастливо прожитой»? А как её оценили его молодые собеседники?
Жизнь Ивана Васильевича изменилась радикально: он отказался от военной и всякой службы, а его любовь к Вареньке пошла на убыль, потому что сцена наказания разрушила его идеалистические представления о мире. Иван Васильевич отказался от государственной службы, потому что после увиденного он не смог смириться с существующими порядками и жестокостью. Судьба Ивана Васильевича, вероятно, сложилась в сторону более уединенного и внутреннего образа жизни. Он не стал принимать активное участие в общественной жизни и государственной деятельности. Молодые собеседники видят его жизнь положительно, в то время как он сам скептически относится к своей судьбе.
6. Составьте устную характеристику Ивана Васильевича (происхождение, образ жизни, привязанности, характер). Определите своё отношение к нему и отношение автора. Автор и рассказчик — близкие по убеждениям люди? Или вы заметили различие между ними?
Иван Васильевич происходит из богатой семьи, он был жизнерадостным и веселым молодым человеком, любил танцы и развлечения. Его характеризует открытость, способность к глубоким чувствам и переживаниям. Автор, возможно, близок по убеждениям к Ивану Васильевичу, но также демонстрирует, что одного случая иногда достаточно, чтобы изменить весь жизненный путь человека.
7. Кто, по-вашему, прав в споре? Что является решающим в выборе жизненного пути: случай, как утверждал Иван Васильевич, или среда, как считают спорящие с ним молодые люди? А как думает сам автор? Какова идея рассказа?
Нет однозначного ответа: и среда, и случай могут влиять на выбор жизненного пути. Автор, скорее всего, считает, что оба этих фактора играют роль, и один момент может радикально изменить взгляды и убеждения человека. Идея рассказа заключается в том, что человеческая природа сложна и многогранна, и даже самые светлые моменты могут быть омрачены трагическими событиями, влияющими на всю последующую жизнь.
8. В ресурсе «Л. Н. Толстой. “После бала“» найдите вкладку «Высказывания литературных критиков о произведении». Ознакомьтесь с приведёнными там цитатами, выберите ту, которая, на ваш взгляд, ярче всего характеризует рассказ Л. Н. Толстого. Поясните свой выбор.
Я бы выбрал высказывание номер К. Ломунова.
Это высказывание ярко характеризует основную композиционную особенность рассказа, которую мы рассмотрели, отмечая контраст между двумя ключевыми сценами, составляющими основу повествования. Контраст между радостью и красотой бала и жестокостью утреннего наказания является центральным в произведении и служит важной темой для размышления о природе человеческого общества и морали. Этот контраст подчеркивает глубину переживаний главного героя, его внутренний конфликт и последующие изменения в его жизни, что является ключом к пониманию идеи рассказа.
Остальные высказывания тоже имеют отношение к теме рассказа, однако менее конкретно связаны с его структурой и спецификой повествования в произведении «После бала».
9. Выполните задание «Итоговый контроль. Тест Л. Н. Толстой “После бала”».
1) Кто из героев является рассказчиком в произведении «После бала»? – Иван Васильевич
2) О чём в начале произведения спорили друзья. – О том, может ли окружающая среда повлиять на судьбу человека.
3) Какой композиционный приём положен в основу рассказа «После бала». – Антитеза.
4) Как зовут девушку, в которую влюблен главный герой. – Варенька.
5) Сколько лет Вареньке в рассказе «После бала». – 18.
6) За что татарина наказывают шпицрутенами. – За побег.
7) Что делает главный герой утром после бала. – Идёт гулять по городу.
8) Что Варенька оставила на память Ивану Васильевичу. – перчатку.