15
1. Можно ли считать «Повесть...» сказкой? Что вам показалось в ней неправдоподобным, сказочным? Выпишите из текста слова, выражения, характерные для народных сказок. Как переосмыслил их автор, где и с какой целью использовал?
Повесть можно считать сказкой с элементами сатиры. Неправдоподобные, сказочные моменты включают в себя появление генералов на необитаемом острове «по щучьему велению, по моему хотению», а также их способность прожить на острове без еды и навыков выживания до встречи с мужиком. Автор использует следующие слова и выражения, характерные для народных сказок: «жили да были», «по щучьему велению, по моему хотению», «очутились на необитаемом острове». Салтыков-Щедрин переосмысливает их, используя для создания ироничного образа беспомощных генералов и их зависимости от простого мужика.
2. Почему автор в сказке употребляет такие слова: «упразднили», «за ненадобностью», «примите уверения», «почтение»? Что достигается благодаря введению таких слов в текст сказки? Почему в ней много имён собственных?
Автор использует такие слова, чтобы подчеркнуть бюрократическую природу жизни генералов и их оторванность от реальной жизни. Эти слова создают атмосферу официозности и формализма, которая контрастирует с реальными потребностями выживания на необитаемом острове. Использование множества имён собственных (например, улицы, города) придает сказке реалистический оттенок и подчеркивает социальный контекст времени, когда была написана повесть.
3. Прочитайте внимательно диалоги генералов, их рассуждения о жизни. Как они характеризуют героев? Что можно сказать о генералах по их поступкам (до встречи с мужиком)? Как в зависимости от обстоятельств у генералов меняется отношение к мужику? С помощью каких слов, обращений, интонаций автор помогает вам это заметить?
Диалоги генералов и их рассуждения о жизни характеризуют их как людей, не способных к самостоятельной жизни и лишенных практических навыков. Они не знают, как применять знания для решения реальных задач, например, они не знают, как определить стороны света. Поступки генералов до встречи с мужиком показывают их беспомощность и невежество. Отношение генералов к мужику меняется от презрения и недооценки его способностей до полной зависимости и восхищения его умением выживать. Автор использует обращения, такие как «ваше превосходительство», и ироничные интонации, чтобы показать изменение отношения генералов к мужику.
4. Найдите толкование слов «тунеядец», «тунеядство». С какой целью они употреблены в произведении?
«Тунеядец», «тунеядство» – это человек, который избегает работы и живет за чужой счет. В произведении они употреблены для обозначения мужика, который на самом деле оказывается единственным трудолюбивым и полезным персонажем. Это создает иронию и показывает, что настоящие тунеядцы – это сами генералы, которые не могут сами себя прокормить.
5. Как мужик спас генералов на необитаемом острове и потом доставил домой? Сказочным ли способом? В чём смысл противопоставления мужика генералам? Как сам мужик относится к себе и своему положению? Смешно ли читать об этом?
Мужик спас генералов, научив их добывать еду и поддерживая огён. Он также построил корабль и переправил их обратно в Петербург. Это не было сделано сказочным способом, это было сделано благодаря знаниям и умениям мужика. Противопоставление мужика генералам показывает его практические навыки и способность к выживанию в отличие от беспомощности и бесполезности генералов. Мужик относится к себе как к трудолюбивому человеку, который может справиться с любой задачей, и его положение изображено с юмором и сатирой.
6. Рассмотрите иллюстрации к сказке, размещённые в тексте и на форзаце 1. Какими на них изображены мужик и генералы? Помогают ли они лучше понять сатиру Салтыкова-Щедрина?
Иллюстрация помогают лучше понять сатиру Салтыкова-Щедрина, показывая контраст между упитанными, беспомощными генералами и мужиком, который изображён как сильный, умелый и работящий человек. Внешний вид генералов и мужика на иллюстрации подчеркивает их характерные черты и социальную роль, что усиливает сатирический эффект.