§ 25. Арабо-исламская культура
1. Как ислам влиял на повседневную жизнь мусульман?
– Мусульмане должны были совершать пять молитв в день.
– После призыва к молитве мусульмане прекращали свои дела и молились.
– Молитвы могли совершаться как в мечетях, так и в любом подходящем месте.
– Каждый мусульманин должен был хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в Мекку.
– Мусульмане должны были давать милостыню для бедных.
– Мусульманам запрещалось пить вино и есть свинину.
– Ислам запрещал изображение людей и животных, что повлияло на искусство (развитие арабески).
2. Сравните христианство и ислам по плану: время возникновения, место возникновения, территория распространения, священные книги, основные идеи, правила для верующих. Ответ оформите в виде таблицы и сделайте выводы.
Параметр | Христианство | Ислам |
---|---|---|
Время возникновения | I в. н. э. | VII век н. э. |
Место возникновения | Палестина | Аравийский полуостров |
Территория распространения | Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия | Ближний Восток, Северная и Восточная Африка, Центральная и Южная Азия, части Европы |
Священные книги | Библия | Коран |
Основные идеи | Вера в одного Бога, спасение через Иисуса Христа | Вера в одного Бога (Аллаха), последний суд, джихад |
Правила для верующих | Заповеди, богослужения, таинства | Пять молитв в день, хадж, милостыню, запрет на вино и свинину |
Выводы: Хотя обе религии проповедуют веру в одного Бога и имеют общие корни, они имеют разные учения, священные тексты и правила для своих последователей. Христианство возникло раньше и имеет более широкое географическое распространение, в то время как ислам имеет строгие повседневные практики и был распространен арабскими завоеваниями.
3. Объясните, почему арабо-исламская культура была более развитой, чем культура Западной Европы того времени.
Причины:
– Объединение народов с высокоразвитой культурой в одном государстве.
– Арабский язык как единый государственный язык способствовал обмену научными знаниями.
– Взаимный обмен достижениями культуры между народами.
– Единая религия ислам, объединяющая население страны.
4. Составьте список достижений арабо-исламской науки и культуры, которые вошли в мировую культуру.
– Создание алгебры.
– Использование индийских цифр, позже названных арабскими.
– Внедрение и распространение бумаги.
– Создание больших библиотек и доступность книг.
– Развитие медицины и открытие больниц.
– Перевод и создание энциклопедий по различным наукам.
– Значительные достижения в архитектуре, включая строительство мечетей с куполами и минаретами.
5. Подготовьте 3-5 вопросов для викторины «Арабский халифат».
– Как называется священная книга мусульман? (Коран)
– Что такое хадж и кого он касается? (Путешествие-паломничество, которое касалось каждого мусульманина)
– Какое научное открытие сделали арабы в области математики? (Арабы создали алгебру)
– Какой материал для письма арабы начали использовать после его изобретения в Китае? (Бумага)
– В каком городе был построен Дом мудрости? (Багдад)
Подготовьте и представьте одноклассникам сообщение об одном из средневековых арабских путешественников.
Ибн Баттута
Ибн Баттута был известным марокканским путешественником XIV века. Он путешествовал по многим странам мусульманского мира и за его пределами, охватывая Северную и Западную Африку, Ближний Восток, Центральную и Южную Азию, и даже доходя до Китая. Он оставил подробные записи о своих путешествиях, которые представляют большую ценность для историков и дают представление о жизни и культуре тех времен.