217-219

1. Составьте план пьесы, выделив элементы сюжета, и кратко перескажите её сюжет.

– Введение: Жители маленького города узнают, что к ним едет ревизор.
– Завязка: Хлестаков, молодой человек из Петербурга, останавливается в гостинице и по недоразумению принимается за ревизора.
– Развитие действия: Чиновники города пытаются угодить Хлестакову, всячески заискивают перед ним и подкупают его.
– Кульминация: Хлестаков получает подарки и деньги от чиновников, обещает жениться на дочери городничего.
– Развязка: В город приезжает настоящий ревизор, и все понимают, что были обмануты Хлестаковым.

2. Что является завязкой действия? Какие сцены можно считать экспозицией и что можно узнать из них о чиновниках и о городе, в котором происходит действие?

Завязка действия начинается с того, что городничий собирает чиновников и сообщает им о приезде ревизора. Экспозицией можно считать первое явление, где чиновники выражают свое беспокойство и страх перед возможным приездом ревизора. Из экспозиции мы узнаем о коррумпированности чиновников и о проблемах в управлении городом. В городе преобладают взяточничество и коррупция. Социальные и государственные институты (суд, больницы, учебные заведения, почта) работают неэффективно и используются чиновниками для личного обогащения.

3. Как вы узнаёте, кто же Хлестаков на самом деле? Почему Гоголь позволяет зрителю узнать об этом до первой встречи Хлестакова с городничим? В чём комизм сцены этой встречи (действие второе, явление VIII)? Почему у городничего много реплик «в сторону», а у Хлестакова ни одной?

Что Хлестаков не является ревизором, мы узнаем из его письма другу, Тряпичкину, которое случайно прочитывает почтмейстер. Гоголь даёт узнать об этом зрителю раньше городничего, чтобы подчеркнуть иронию ситуации и наивность чиновников. Комизм сцены встречи Хлестакова с городничим заключается в их взаимном недопонимании: каждый говорит о своем, не понимая друг друга. У городничего много реплик «в сторону», так как он выражает свои истинные мысли и опасения, а Хлестаков не имеет скрытых намерений и говорит все вслух.

4. Почему становится возможным и как происходит превращение Хлестакова в «ревизора»? Как и почему разрастается страх перед ним? В какой сцене страх достигает наивысшей точки (кульминации)? Почему?

Превращение Хлестакова в «ревизора» становится возможным благодаря боязни чиновников перед проверкой и их желанию замять свои проступки. Страх перед ним разрастается, потому что каждый чиновник видит в нем угрозу своему положению и пытается его задобрить. Сцена наивысшей точки страха (кульминации) происходит в пятом действии, когда к городничему приходит жандарм с известием о прибытии настоящего ревизора.

5. В какой сцене происходит развязка комедии? Оправдана она, по-вашему, замыслом и всем ходом пьесы или носит случайный характер?

Развязка комедии происходит в последнем действии, когда приходит жандарм с известием о настоящем ревизоре. Это оправдано замыслом и ходом пьесы, так как вся комедия строится на недопонимании и ошибочном предположении чиновников.

6. Каким вы представляете себе Хлестакова? Расскажите, кто он, что вы знаете о его петербургской жизни, как он оказался в уездном городе и чем озадачен. Каковы его жизненные цели (действие второе, явление V), мечты (действие третье, явление VI)?

Хлестаков представляется как молодой человек, ветреный и непостоянный, с большими амбициями, но без чёткого плана на жизнь. Он приезжает из Петербурга, где вел праздный и расточительный образ жизни, за что и попал в неприятное положение — остался без денег в чужом городе. Он озадачен необходимостью раздобыть деньги, чтобы расплатиться с трактирщиком и продолжить путь домой. Его жизненные цели проявляются в стремлении к лёгкой жизни, к общественному признанию и к способности пользоваться моментом. Мечты Хлестакова связаны с желанием прославиться и добиться успеха.

• Как раскрывается его характер в сцене встречи с городничим (действие второе, явление VIII), в россказнях о своей петербургской жизни (действие третье, явление VI), в сценах взяточничества (действие четвёртое, явления III—VII)? Старается ли он сознательно кого-нибудь обмануть, выдать себя за важное начальственное лицо? Почему же он рассказывает небылицы?

Характер Хлестакова раскрывается как легкомысленный и впечатлительный. В сцене встречи с городничим он поддаётся на его уговоры и принимает подарки и взятки, хотя не намеренно пытается обмануть его. В рассказах о своей петербургской жизни Хлестаков склонен к преувеличениям и выдумкам, которые делают его интересным в глазах городничего и других чиновников. Он не стремится обманывать их сознательно, но ему нравится внимание, которое ему уделяют, и он готов подыгрывать ситуации. Его небылицы – это способ самоутверждения и попытка выйти из затруднительного положения.

• Как характеризуют Хлестакова темы разговоров, его речь, обращённая к разным людям (например, к Осипу во II явлении второго действия, трактирному слуге в IV явлении второго действия или Анне Андреевне в VI явлении третьего действия, чиновникам)? Почему к концу пьесы возрастают его развязность и наглость?

Темы разговоров и речь Хлестакова характеризуют его как человека непостоянного, склонного к фантазёрству и самовосхвалению. В разговорах с Осипом он проявляет желание уйти от проблем и наслаждаться жизнью. В общении с трактирным слугой и Анной Андреевной Хлестаков становится более самонадеянным и самоуверенным. Развязность и наглость Хлестакова возрастают к концу пьесы, когда он начинает чувствовать свою власть над чиновниками и уверенность в том, что может действовать безнаказанно.

• Что вы можете сказать о Хлестакове на основании его письма к Тряпичкину и характеристик, данных им «хозяевам города»? Всё ли он в них понял?

Из письма Хлестакова к Тряпичкину и характеристик, данных им «хозяевам города», становится ясно, что он понимает своё положение как возможность извлечь выгоду. Он явно играет с чиновниками, наслаждаясь своей ролью и тем, как они его боятся и стараются угодить. Он не понимает всей серьёзности ситуации и в конечном итоге переоценивает свои возможности, что приводит к его бегству из города.

7. Как вы понимаете слова Гоголя: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым»? Что же такое «хлестаковщина»?

Эти слова обозначают, что любой человек может быть поставлен в ситуацию, когда его принимают не за того, кем он является. «Хлестаковщина» — это стремление кажущегося благополучия, желание произвести впечатление на окружающих, иногда за счёт лжи и обмана.

8. Почему чиновники приняли Хлестакова за значительное государственное лицо? Почему все они, такие разные люди, много лет находившиеся в должности, одинаково встревожены известием о приезде ревизора, боятся его? Каковы обязанности каждого из чиновников этого уездного города и как они их исполняют? (См. действие первое, явления I, II.) Как раскрывается характер каждого из них в сценах дачи взятки Хлестакову? Каковы их взаимоотношения друг с другом, с городничим (просмотрите их реплики «в сторону» в сцене поздравления – действие пятое, явление VII)? Что подсказывает читателю Гоголь своеобразными фамилиями героев? В чём видят такие «хозяева города» своё счастье?

Чиновники приняли Хлестакова за важное лицо, потому что он приехал из Петербурга, носил модную одежду и вёл себя свободно. Они боятся ревизора, так как испытывают страх перед разоблачением своих коррупционных действий и возможными наказаниями за свои поступки.

Обязанности чиновников города и их исполнение:
– Городничий: руководит всеми остальными чинами и должен заботиться о порядке в городе. На деле он занят взяточничеством и покровительством разного рода нечестных делишек.
– Судья: должен судить справедливо, но вместо этого занимается охотой и принимает взятки.
– Почтмейстер: отвечает за почту, но интересуется чужой корреспонденцией и читает чужие письма.
– Надзиратель за богоугодными заведениями и смотритель училищ: должны заботиться о благосостоянии подопечных, вместо этого они используют свои должности для личного обогащения.
– Другие чиновники (полицмейстер, врач и пр.) также осуществляют свои обязанности нечестно и неэффективно.

Характер каждого из чиновников раскрывается в сценах дачи взятки Хлестакову через их поведение и речи, которые демонстрируют корысть, подхалимство и страх перед возможными последствиями своих действий. Взаимоотношения между чиновниками и с городничим показаны как лицемерные и подчинённые: все боятся городничего как высшего начальника и пытаются угодить ему, но в то же время завидуют и ненавидят друг друга.

Фамилии героев подсказывают читателю их характеристики: городничий — властелин города; Ляпкин-Тяпкин — неловкий и нерешительный; Земляника — корыстный и приземлённый; Бобчинский и Добчинский — болтливые и пустые. «Хозяева города» видят своё счастье в материальных благах, во власти и возможности использовать свою должность для личного обогащения.

9. Почему больше всех приезда ревизора испугался городничий? Как он «управляет» городом? (Пересмотрите сцены: действие первое, явление V; действие четвёртое, явления X, XI; действие пятое, явления I, II; понаблюдайте за его речью, манерой говорить.) Каким человеком вы его представляете? Что отличает городничего от других чиновников? Докажите, что он «очень неглупый по-своему человек».

Городничий больше всех боится приезда ревизора, потому что он осознает масштабы коррупции и злоупотреблений, которые происходят в городе под его руководством. Он «управляет» городом, используя свою власть для личного обогащения, игнорируя законы и нужды жителей. Его речь и манера говорить раскрывают его как хитрого, лицемерного и самоуверенного человека. Он отличается от других чиновников своей способностью манипулировать и доминировать над ними, а также умением выкручиваться из затруднительных положений.

• Каковы жизненные цели и стремления городничего? (См. действие пятое, явление I.) Похож ли он на Хлестакова? Представьте себе, что его мечта «влезть в генералы» сбылась. Какими вы представляете в этом случае Антона Антоновича и его супругу?

Жизненные цели и стремления городничего заключаются в желании увеличить своё влияние и благосостояние. Он похож на Хлестакова в том, что тоже стремится к лёгкой жизни и удовольствиям. Если бы его мечта сбылась, то Антон Антонович, вероятно, стал бы ещё более самодовольным и коррумпированным, а его супруга – ещё более претенциозной и взыскательной.

• Какое чувство вызывают у вас последний монолог городничего и «немая сцена»? Как она перекликается с эпиграфом к пьесе? Что могло произойти дальше? Если бы вы были автором сиквела, какое бы вы предложили развитие событий?

Последний монолог городничего и «немая сцена» вызывают смешанные чувства: с одной стороны, есть ирония и насмешка над его самообманом, а с другой – ощущение жалости к его беспомощности перед лицом неизбежного разоблачения. Эта сцена перекликается с эпиграфом тем, что она отражает истинное положение дел и характеры героев. В этой сцене все персонажи остаются в окаменении от шока, когда становится ясно, что они были обмануты и их недостатки и пороки обнажены перед прибывшим настоящим ревизором. Эта замороженная во времени картина как бы «зеркалит» их внутреннюю «кривизну» – коррупцию, лицемерие, глупость и страх.

Если бы я был автором сиквела, возможно, развитие событий включало бы приезд настоящего ревизора и последствия для городничего и его семьи, а также дальнейшую судьбу Хлестакова.

10. Гоголь писал: «...Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был – смех». Как вы понимаете эти слова? В чём особенность смеха Гоголя?

Слова Гоголя говорят о том, что комедия служит высокой цели – разоблачению пороков общества. Смех в «Ревизоре» не просто забавляет, он критикует и обличает, заставляя читателя или зрителя задуматься над увиденным. Смех Гоголя особенный: он смешит и одновременно заставляет смущаться за героев, раскрывая их слабости, пороки и недостатки. Это смех с элементами сатиры, иронии и даже трагикомедии, так как веселье часто соседствует с печалью по поводу того, что такие ситуации возможны в реальной жизни.

11. Найдите информацию о современных постановках «Ревизора». Почему комедия и в наши дни не сходит со сцен театров мира?

Комедия Гоголя остаётся актуальной и популярной во всём мире, потому что пьеса затрагивает универсальные темы, такие как коррупция, власть, человеческая глупость и лицемерие. Эти проблемы не устаревают и продолжают оставаться важными и актуальными в любом обществе и в любое время.