152
3. Как вы думаете, если бы герой выжил, как сложилась бы его судьба в дальнейшем?
Судя по тексту, если бы герой выжил, он, вероятно, продолжил бы искать свободу и стремиться к своей родной земле. Учитывая его любовь к природе и свободе, возможно, он стал бы странствовать или работать на земле.
***
1. Пересмотрите текст поэмы и определите особенности её композиции. Почему о всей жизни мальчика-горца рассказано в одной второй главе, а о трёх днях – более чем в двадцати последующих? Почему повествование в них ведётся от имени самого героя?
Это связано с тем, что эти три дня оказались для героя особенно значимыми и важными, и он хочет подробно рассказать о них. Повествование в этих главах ведется от имени самого героя, чтобы читатель мог лучше понять его внутренний мир и переживания.
2. Мцыри называет свой рассказ монаху «исповедью». Установите значение слова «исповедь» и определите, в каком значении употреблено это слово в произведении.
Слово "исповедь" в данном случае означает рассказ или повествование о своей жизни, переживаниях и мыслях. В поэме Мцыри считает свой рассказ "исповедью", потому что он откровенно и честно рассказывает о своей жизни, своих чувствах и мыслях перед монахом.
3. В поэме звучит страстный, взволнованный монолог юноши. Но не кажется ли вам, что герой ведёт с монахом спор? О чём он? В чём разница их понимания смысла жизни и счастья?
Да, герой ведет спор с монахом. Он выражает свое негодование перед монахом за его отношение к жизни и смерти. Герой считает, что жизнь должна быть полна страстей, страданий и борьбы, и только так можно достичь настоящего счастья. Монах же считает, что настоящее счастье и спасение души можно найти только в монашеском покаянии и отрешении от мира.
4. Перечитайте слова юноши о монастыре и родине. Как эти контрастные образы (монастыря и родины) помогают понять цель побега героя (главы 3, 8), его характер?
Монастырь и родина являются контрастными образами в поэме. Монастырь представляет собой символ ограничений, тишины и уединения, где жизнь протекает медленно и без страстей. Родина же символизирует свободу, приключения и возможность самореализации. Герой стремится покинуть монастырь и вернуться на родину, чтобы найти истинное счастье и исполнение своих мечт.
5. Что значит для Мцыри жить? Почему он три дня своих скитаний на воле, полных тревог и опасностей, называет «блаженными» и ценит дороже всей своей жизни?
Для Мцыри жить значит испытывать страсти, страдания и борьбу. Он считает, что только через эти пути можно по-настоящему познать жизнь и достичь настоящего счастья. Три дня скитаний на воле, полных опасностей и тревог, для него были блаженными, потому что они позволили ему почувствовать себя живым и свободным.
6. Рассмотрите на с. 132, 137, 145 и на форзаце 2 иллюстрации разных художников к поэме. Какие из них вам больше понравились и почему?
Иллюстрация "Л. О. Пастернак. Исповедь Мцыри" на стр. 132 показывает Мцыри, сидящего перед монахом и рассказывающего ему свою историю. Иллюстрация передает атмосферу откровенного разговора.
Иллюстрация "Ф. Д. Константинов. Мцыри во время грозы" на стр. 137 показывает Мцыри, стоящего на возвышенности и созерцающего надвигающуюся грозу. Иллюстрация передает напряженность и волнение героя перед надвигающимся стихийным бедствием.
Иллюстрация "И. М. Тоидзе. Бой с барсом" на стр. 145 показывает схватку Мцыри с барсом. Иллюстрация передает драматичность и напряжение битвы между героем и зверем.