123-124

1. Сравните Гринёва и Швабрина по плану: 1) происхождение; 2) занятия и интересы; 3) отношение к службе, воинскому долгу; 4) отношение к Пугачёву; 5) отношение к Маше Мироновой; 6) личные качества. Кому из них симпатизирует автор? Кого и за что осуждает?

1) Происхождение:
- Гринёв является потомком провинциальной дворянской семьи, получившим домашнее образование. 
- Швабрин – выходец из дворянской семьи столицы, богатый молодой офицер, обладающий хорошим образованием.

2) Занятия и интересы:
- Гринёв, 16-летний дворянин, считает себя «недорослем». Имеет домашнее образование. Он говорит по-французски, занимается фехтованием, любит играть с ровесниками и гонять голубей. Его интересы связаны с патриотическими чувствами, как желание служить Отечеству и защищать его. Он увлекается литературой и пишет стихи.
- Швабрин – разжалованный офицер, который служил в элитной гвардии до сослания в гарнизон за участие в дуэли. Он высокомерен и тщеславен, мечтает вернуться в элитные войска. Швабрин любит светскую жизнь, игры на деньги и провокацию дуэлей.

3) Отношение к службе, воинскому долгу:
- Гринёв относится к службе с уважением, считая её началом своей карьеры. Он готов служить с честью. Видит воинский долг священным обязательством, ради выполнения которого он готов отдать свою жизнь
- Швабрин, напротив, не воспринимает свои обязанности всерьёз, считая себя над ними. Рассматривает воинский долг как временное бремя и не считает защиту Отечества своей миссией.

4) Отношение к Пугачёву:
- Гринёв общается с Пугачёвым открыто и честно, не унижая себя и отказываясь служить двум государям одновременно. Его отношение к атаману полно уважения.
- Швабрин перебегает на сторону Пугачёва, нарушая клятву. Он готов унижаться перед атаманом, пытаясь заслужить его прощение.

5) Отношение к Маше Мироновой:
- Гринёв искренне влюблён в Марию и готов пожертвовать ради неё своей жизнью.
- Швабрин, напротив, видит в Маше только средство для достижения своих целей и пытается ее выдать замуж за себя против ее воли.

6) Личные качества:
- Гринёв – честный, добрый, открытый человек.
– Швабрин – коварный, хитрый, циничный и злобный.

Автор симпатизирует Гринёву. Он изображает его как честного, благородного героя, верного своему долгу и любви. Швабрин же осуждается автором за его предательство, цинизм и корысть.

2. Какой изображена Маша Миронова в главах XII и XIV? Какие стороны её характера проявились в последних сценах с особенной силой? Подготовьте рассказ от лица Маши Мироновой о её поездке в Петербург и встрече с Екатериной II.

В главах XII и XIV Маша Миронова изображена как смелая, решительная, и верная девушка, способная на подвиг ради спасения любимого. В этих главах с особой силой проявляются её отвага и верность Гринёву.

Рассказ от лица Маши Мироновой
о поездке в Петербург и встрече с Екатериной II

Как мне было страшно и волнительно, когда мы с Петей отправились в Петербург. Я ещё никогда не видела такого огромного и красивого города. Всё казалось таким непривычным и новым. Но Пётр был рядом, и я чувствовала себя в безопасности.

Когда наступил день нашей встречи с Екатериной II, моё сердце замирало от страха и волнения. Но я помнила, ради чего всё это делается, и это давало мне силы.

Екатерина II оказалась очень мудрой и благородной женщиной. Она выслушала наши рассказы о Пугачёве и его восстании с большим вниманием. И когда я упала перед ней на колени, просила о помощи для Пети, она проявила самое истинное милосердие и справедливость. Она обещала помочь нам, и я почувствовала облегчение. 

Эта поездка и встреча с Екатериной II были для меня незабываемыми. Они показали мне, что даже в самых трудных ситуациях всегда есть надежда и что любовь способна на самые большие подвиги.

3. Какой изображена Екатерина II в повести? Проявила ли она милосердие к Гринёву и Маше Мироновой? Каково, по-вашему, отношение Пушкина к императрице, а также к представителям власти на местах (оренбургскому генералу, военным чиновникам)?

Екатерина II в повести изображена как мудрая и справедливая правительница, способная на милосердие. Пушкин подчеркивает, что она не только выслушивает историю Гринёва и Маши, но и принимает решение помиловать Гринёва, что является проявлением ее милосердия.

Отношение Пушкина к Екатерине II, судя по этой повести, весьма уважительное. Пушкин показывает ее как великую императрицу, обладающую мудростью и великодушием.

В то же время, Пушкин критически относится к представителям власти на местах, в частности к оренбургскому генералу и другим военным чиновникам. Он рисует их как бюрократов, оторванных от народа, не понимающих реальную ситуацию в стране и занятых только своими интересами.

4. В критической литературе о «Капитанской дочке» высказаны следующие мнения: 1) «С первых шагов своей сознательной жизни Гринёв предстаёт перед нами почти сложившимся человеком»; 2) «Гринёв взрослеет под влиянием чрезвычайных исторических событий». С каким из этих мнений вы согласны? Докажите свою точку зрения, опираясь на текст.

Я склоняюсь к второму мнению, что Гринёв взрослеет под влиянием чрезвычайных исторических событий. В начале повести Гринёв, отправившись на службу, ещё молод и наивен. Он никогда не сталкивался с настоящими испытаниями и жестокостью мира. Однако встреча с Пугачёвым и его восстанием, любовь к Маше Мироновой, попытка спасти её и борьба за справедливость – все эти события служат своеобразным испытанием для него.

В процессе повести мы видим, как Гринёв становится более решительным, смелым и зрелым. Он начинает понимать сложности и противоречия жизни, а также то, что значит быть настоящим человеком и офицером. Это особенно проявляется в момент, когда он решает идти к Пугачёву и попросить его о помощи, несмотря на то, что Пугачёв – его враг и он рискует своей жизнью. Этот акт мужества и самопожертвования показывает его внутренний рост и зрелость.

Исторические события, которые происходят вокруг Гринёва, становятся своеобразным тестом, благодаря которому он становится зрелым и ответственным человеком.

5. В каких произведениях Пушкин обращается к теме крестьянских волнений? Чем отличается изображение бунта крестьян в повести «Дубровский» от описания Пугачёвского восстания в «Капитанской дочке»? В чём трагизм последнего?

Пушкин обращается к теме крестьянских волнений в произведениях «Дубровский» и «Капитанская дочка». В «Дубровский» бунт изображается как отчаянная попытка крестьян отстоять свои права, в то время как в «Капитанской дочке» Пугачёвское восстание представлено как массовое движение, сопряженное с жестокостью и насилием. Трагизм Пугачёвского восстания заключается в том, что его участники, в основном простые крестьяне, были втянуты в кровавые события, часто против своей воли и под давлением обстоятельств, и стали объектами жестокого подавления со стороны царского режима.

6. На чём основана взаимная симпатия Гринёва и Пугачёва? Какое значение имеет упоминание в послесловии о присутствии Гринёва при казни Пугачёва?

Взаимная симпатия Гринёва и Пугачёва основана на личной встрече в степи, где Гринёв поделился с ним пищей и вином, не зная о его истинной личности. Позже, Пугачёв отплатил тем же, спасая Гринёва и его возлюбленную Машу Миронову во время восстания. Их отношения базируются на взаимном уважении и благородстве, несмотря на социальный разрыв между ними.

Упоминание в послесловии о присутствии Гринёва при казни Пугачёва имеет глубокий смысл. Это подчеркивает иронию и трагизм ситуации – человек, который в какой-то момент спас Гринёва и был его другом, в конечном итоге был казнен в его присутствии. Это также является символом того, что власть и общество не способны или не хотят различать хорошие поступки и злодеяния, совершенные одним и тем же человеком – Пугачёв был казнен как мятежник, несмотря на его благородство и милосердие к Гринёву и Маше.

7. Историк, современник Пушкина С. М. Броневский писал: «Емелька Пугачёв, бесспорно, принадлежал к редким явлениям, извергам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной чести, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают». Поэт XX века М. И. Цветаева утверждала: «Пушкинский Пугачёв... есть собирательный разбойник, людоед, чумак , бес, “добрый молодец”, серый волк всех сказок... и снов, но разбойник, людоед, серый волк — кого-то полюбивший, всех загубивший, одного — полюбивший...» Сам Пушкин, посылая Денису Давыдову, герою войны 1812 года, свою «Историю Пугачёва», сделал такое посвящение:

Вот мой Пугач — при первом взгляде
Он виден: плут, казак прямой.
В передовом твоём отряде
Урядник был бы он лихой.

Как же автор относится к Пугачёву? А что думаете о нём вы?

Автор относится к Пугачёву как к герою, противоречивому и сложному, но явно привлекательному. Пушкин видит в нем прямого и открытого казака, который был бы отличным воином в передовом отряде. Это говорит о том, что Пушкин видит в Пугачёве не только разбойника и мятежника, но и человека смелости, решительности и умения действовать в сложных ситуациях.

Мое личное мнение о Пугачёве основано на том, что он был человеком своего времени и своих обстоятельств. Он стал лидером крупного крестьянского восстания, что говорит о его лидерских качествах и умении вдохновлять людей. Однако его методы были жестокими, и его восстание привело к массовым страданиям. Поэтому мое отношение к нему смешанное – я признаю его как значимую историческую фигуру, но не могу одобрить его действия.

8. В день окончания работы над повестью Пушкин в письме к другу П. Я. Чаадаеву писал: «Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь – грустная вещь. Это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству – поистине могут привести в отчаяние». Почему слово «честь» неоднократно появляется в тексте повести и даже вынесено в эпиграф к ней? Относится ли этот эпиграф только к Петру Гринёву или и к другим героям повести? Своё мнение обоснуйте.

Слово «честь» неоднократно появляется в тексте повести, поскольку это одна из ключевых тем произведения. Пушкин ставит вопрос о том, что такое честь и как она проявляется в различных обстоятельствах. Эпиграф «Береги честь смолоду» относится не только к Петру Гринёву, но и к другим героям повести. Все они сталкиваются с испытаниями, которые заставляют их принимать сложные решения, в том числе и относительно своей чести. 

9. Как вы думаете, почему повесть о судьбе молодого офицера Гринёва и других людей в грозных событиях Пугачёвского восстания названа писателем «Капитанская дочка»? Помогает ли заглавие повести лучше понять замысел автора? Какова основная мысль (идея) повести?

Повесть названа «Капитанская дочка», потому что Мария Миронова, дочь капитана, играет ключевую роль в сюжете. Она становится связующим звеном между различными персонажами и событиями. Заглавие повести помогает лучше понять замысел автора, подчеркивая важность Марьи в сюжете. Основная идея произведения заключается в показе чести, благородства и мужества людей в условиях испытаний и опасностей.

10. Рассмотрите иллюстрации к «Капитанской дочке», размещённые на форзаце 1. Какие сцены изобразили художники? Перескажите их. Помогают ли рисунки лучше понять повесть? С помощью каких деталей художники передают своё отношение к изображаемому?

«С. В. Герасимов, Поединок» – изображает дуэль Петра Гринёва с Швабрином, что является важной точкой разворота в их отношениях и в общем сюжете.

«Г. С. Дмитриева, Гринёв спасает Машу Миронову» – изображён момент, когда Гринёв спасает Машу от Пугачёва и его мятежников, подчеркивая его героизм и благородство.

«А. З. Иткин, Маша Миронова у императрицы» – изображает момент, когда Маша обращается за помощью к императрице, что также является важной частью сюжета.

Эти иллюстрации помогают лучше понять повесть, визуализируя ключевые сцены и персонажей. Художники могли использовать различные детали, такие как выражение лица персонажей, их позы и детали окружающей среды, чтобы передать свое отношение к изображаемому и акцентировать внимание читателей на определенных аспектах истории.