35

1. Определите и сформулируйте тему повести. Один из критиков XIX века писал: «“Капитанская дочка” есть рассказ о том, как Пётр Гринёв женился на дочери капитана Миронова». И. С. Тургенев считал, что главное в повести — изображение «бунта казака Пугачёва». Какое из приведённых высказываний вам кажется более правильным и почему? Обоснуйте своё мнение.

Темой повести "Капитанская дочка" является история любви Петра Гринёва и Маши Мироновой, развивающаяся на фоне крестьянского восстания под предводительством Пугачёва. Относительно высказываний критиков, оба могут быть признаны правильными, так как в произведении присутствуют оба аспекта. Однако, с точки зрения текста, Пушкин придавал большее значение истории Гринёва и Мироновой, тем самым подчеркивая персональные и моральные аспекты событий.

2. Пушкин строит повесть как воспоминания, созданные Петром Гринёвым спустя много лет после описываемых событий; себе же отводит только роль «издателя». Почему автор именно так распределяет роли и поручает повествование Гринёву?

Пушкин отводит себе роль "издателя", чтобы создать более реалистичное и убедительное повествование. Воспоминания Петра Гринёва позволяют погрузить читателя в атмосферу того времени и дать более полное представление о событиях из первых рук. Такой подход позволяет автору представить историю из разных перспектив и подчеркнуть её сложность.

3. В повести выделяются две сюжетные линии: история любви Петра Гринёва и Маши Мироновой; крестьянское восстание под предводительством Пугачёва. Как эти линии сочетаются в композиции повести, представляющей единое художественное целое? Отметьте в каждой сюжетной линии её элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

Сюжетные линии переплетаются и влияют друг на друга, создавая сложную и многогранную историю. В обеих линиях присутствуют классические элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

1. История любви Петра Гринёва и Маши Мироновой:
- Экспозиция: Пётр Гринёв отправляется на службу, где встречает Машу.
- Завязка: Пётр Гринёв спасает Машу от нападения Пугачёва.
- Развитие действия: Пётр Гринёв и Маша влюбляются друг в друга, но их отношениям мешают различные препятствия.
- Кульминация: Пётр Гринёв бросает вызов Швабрину, который клеветнически обвиняет Машу.
- Развязка: Пугачёв, по милосердию, освобождает Петра Гринёва и Машу, после чего они женятся.

2. Крестьянское восстание под предводительством Пугачёва:
- Экспозиция: Пушкин описывает общую историческую обстановку и вводит персонажа Пугачёва.
- Завязка: Начинается восстание под руководством Пугачёва.
- Развитие действия: Восстание набирает обороты, Пугачёв захватывает Белогорскую крепость, где служит Пётр Гринёв.
- Кульминация: Пётр Гринёв, несмотря на угрозу жизни, отказывается признать Пугачёва императором.
- Развязка: Восстание подавляется, Пугачёв пойман и казнён, Пётр Гринёв и Маша выживают.

4. Чтобы лучше ориентироваться в содержании повести, составьте её план, используя названия глав и эпиграфы к ним. Укажите также время и место действия.

План повести "Капитанская дочка":

1. Введение. Описание ранней жизни главного героя, Петра Гринева, его воспитания и отправки на службу в Оренбург. 
2. Знакомство Гринева с Зуриным и проигрыш в карточной игре.
3. Прибытие Гринева в Белогорскую крепость и знакомство с Мироновыми и Швабриным.
4. Возникновение конфликта между Гриневым и Швабриным из-за Маши Мироновой.
5. Гринев делает Маше предложение, но получает отказ от своего отца.
6. Восстание Пугачева и его влияние на жизнь в Белогорской крепости.
7. Захват Белогорской крепости Пугачевым и смерть Мироновых.
8. Распознавание Пугачева Гриневым как мужика, которому он дал тулуп, и освобождение Гринева.
9. Отправка Маши в Оренбург и осада города Пугачевым.
10. Попытка Гринева освободить Машу из крепости и их пленение Пугачевым.
11. Помощь Пугачева в освобождении Маши и отправка её к родителям Гринева.
12. Арест Гринева по обвинению в пособничестве Пугачеву.
13. Суд над Гриневым и его приговор.
14. Помощь Маши в оправдании Гринева и их свадьба.