§ 2. Чистые вещества и смеси
1. Как влияет наличие растворимых примесей в воде на температуру ее кипения?
Наличие растворимых примесей в воде увеличивает температуру ее кипения. Чем больше примесей в воде, тем выше температура кипения.
2. Представьте себе, что из путешествия по далеким морям вы привезли домой в качестве сувенира две одинаковые бутыли, в одной из которых вода из Средиземного, а в другой — из Мертвого моря. Как с помощью термометра можно определить, где какая вода находится?
Вода из Средиземного моря кипит при температуре 100,5 °C, а вода из Мертвого моря – при температуре 106 °C. Следовательно, можно определить, где какая вода, измерив температуру кипения в каждой бутылке с помощью термометра.
3. Загляните внутрь чайника, в котором долго кипятилась водопроводная вода, и сделайте вывод, является ли она чистым веществом.
Если в чайнике, в котором долго кипятилась водопроводная вода, образовались накипь или отложения, это означает, что вода содержит примеси и не является чистым веществом.
4. Приведите по пять примеров известных вам однородных и неоднородных смесей.
Примеры однородных смесей: морской воздух, минеральная вода, водопроводная вода, водный раствор сахара, бензин. Примеры неоднородных смесей: горные породы, почва, молоко, шоколад, бетон.
5. Однородная или неоднородная смесь образуется при смешивании воды с: а) сахаром; б) мукой; в) растительным маслом; г) поваренной солью; д) уксусом?
Однородная смесь образуется при смешивании воды с: а) сахаром; г) поваренной солью; д) уксусом. Неоднородная смесь образуется при смешивании воды с: б) мукой и в) растительным маслом.
6. Какими физическими свойствами различаются между собой вещества, смесь которых можно разделить: а) отстаиванием; б) фильтрованием; в) выпариванием; г) перегонкой?
а) отстаиванием: отличаются плотностью; б) фильтрованием: отличаются размерами частиц; в) выпариванием: отличаются способностью к испарению; г) перегонкой: отличаются температурой кипения.
7. Для засолки овощей приготовили смесь, состоящую из соли массой 25 г и сахара массой 15 г. Чему равны массовые доли компонентов данной смеси?
Массовая доля соли: 25/(25+15) = 0.625 или 62.5%. Массовая доля сахара: 15/(25+15) = 0.375 или 37.5%.
8. Как бы вы разделили смесь сахара, песка и древесных опилок? Составьте план разделения, кратко опишите каждый его этап и расскажите об ожидаемых результатах.
В смесь сахара, песка и древесных опилок добавим воду. В результате сахар растворится, песок осядет на дно, древесные опилки всплывут на поверхности. Таким образом, древесные опилки отделяются от неоднородной смеси (сахар, песок, вода). Фильтрованием можно отделить песок от однородной смеси (сахар, вода). Методом выпаривания можно отделить воду от сахара, при нагревании летучая вода испаряется, а нелетучий сахар остаётся в виде твёрдого вещества.
9. Массовая доля поваренной соли в водном растворе равна 15 %. Рассчитайте массу этого раствора, из которого можно выделить соль массой 300 г.
Исходя из условия задачи, масса соли составляет 15% от массы раствора. Следовательно, масса раствора, из которого можно выделить 300 г соли, будет равна 300/0.15 = 2000 г.