12

1. Определите образы, встречающиеся в песне, и  смысловую нагрузку каждого из них.

В песне встречаются следующие образы: 

1) Дороженька – символизирует жизненный путь, судьбу, изменчивую и неопределенную. Пролегает она одна, зарастает различными деревьями, что может означать различные преграды и проблемы, которые человеку приходится преодолевать в течение жизни.

2) Ельничек, березничек, осинничек – это деревья, которыми зарастает дорога. Их можно интерпретировать как препятствия на жизненном пути, каждое из которых несет свою собственную нагрузку: ель может означать холод и беспощадность, береза – красоту и мягкость, осина – горечь и боль.

3. Сударушка – символизирует любимого человека, к которому поющий песню не может приехать. Это может говорить о расставании, о разлуке с любимым человеком.

4. Сердечный друг – это образ, который символизирует важного человека в жизни поющего. Прощание с ним может говорить о конце определенного периода в жизни, о преодолении определенного этапа.

2. Перепишите в тетрадь всю песню. Отметьте в каждой строке слова, на которые падает логическое ударение, расставьте паузы, определите темп чтения и настроение, которое вы хотите передать. Подготовьтесь к выразительному чтению песни в классе.

Пауза после запятых; быстрый темп, переходящий в медленный; грустное настроение.

Ах,  не  одна-то  ль,  не  одна  во  поле  дороженька
Одна  пролегала;
Она  ельничком,  мелким  березничком
Она  зарастала,
Она  частым  ли,  частым  горьким  осинничком
Её  застилала...
Ах,  что  нельзя-то  мне,  нельзя  мне  к  сударушке,
Нельзя  в  гости  ехать;
Так  поеду  ли  я  к  любимой  сударушке
Да  всё  стороною.
Ах,  ты  прости-прощай,  мил  сердечный  друг,
Прощай,  будь  здорова!
Коли  лучше  ты  меня  найдёшь,  меня  позабудешь,
Коли  хуже  ты  меня  найдёшь,  меня  вспомянешь!