12
1. Определите образы, встречающиеся в песне, и смысловую нагрузку каждого из них.
В песне встречаются следующие образы:
1) Дороженька – символизирует жизненный путь, судьбу, изменчивую и неопределенную. Пролегает она одна, зарастает различными деревьями, что может означать различные преграды и проблемы, которые человеку приходится преодолевать в течение жизни.
2) Ельничек, березничек, осинничек – это деревья, которыми зарастает дорога. Их можно интерпретировать как препятствия на жизненном пути, каждое из которых несет свою собственную нагрузку: ель может означать холод и беспощадность, береза – красоту и мягкость, осина – горечь и боль.
3. Сударушка – символизирует любимого человека, к которому поющий песню не может приехать. Это может говорить о расставании, о разлуке с любимым человеком.
4. Сердечный друг – это образ, который символизирует важного человека в жизни поющего. Прощание с ним может говорить о конце определенного периода в жизни, о преодолении определенного этапа.
2. Перепишите в тетрадь всю песню. Отметьте в каждой строке слова, на которые падает логическое ударение, расставьте паузы, определите темп чтения и настроение, которое вы хотите передать. Подготовьтесь к выразительному чтению песни в классе.
Пауза после запятых; быстрый темп, переходящий в медленный; грустное настроение.
Ах, не одна-то ль, не одна во поле дороженька —
Одна пролегала;
Она ельничком, мелким березничком —
Она зарастала,
Она частым ли, частым горьким осинничком
Её застилала...
Ах, что нельзя-то мне, нельзя мне к сударушке,
Нельзя в гости ехать;
Так поеду ли я к любимой сударушке
Да всё стороною.
Ах, ты прости-прощай, мил сердечный друг,
Прощай, будь здорова!
Коли лучше ты меня найдёшь, меня позабудешь,
Коли хуже ты меня найдёшь, меня вспомянешь!