Урок 25. Эволюция звёзд
1. По данным, приведенным в следующей таблице, отметьте на диаграмме Герцшпрунга—Рессела (рис. 25.1) положение соответствующих звезд, а затем дополните таблицу недостающими характеристиками
Нанесение положения звёзд на диаграмму иллюстрируется на примере Солнца. Звёзды наносим на пересечении координат светимости и температуры.
Звезда | Характеристики звёзд | |||
Светимость | Температура | Абсолютная звёздная величина | Звёздная последовательность | |
Сириус A | 27 | 9250 | 1,5 | Главная последовательность |
Сириус B | 2,7 ⋅ 10-3 | 3200 | 12 | Белые карлики |
Арктур | 100 | 4000 | 0 | Красные гиганты |
Антарес | 6.5 ⋅ 103 | 3300 | -5 | Сверхгиганты |
Кассиопеи | 9 ⋅ 10-2 | 3600 | 7,5 | Главная последовательность |
Солнце | 1 | 6000 | 5 | Главная последовательность |
2. Используя диаграмму Герцшпрунга—Рессела (рис. 25.1), определите цвет, температуру, спектральный класс и абсолютную звездную величинузвезд, находящихся на главной последовательности и имеющих светимость (в светимостях Солнца), равную 0,01; 100; 10 ООО. Полученные данные занесите в таблицу
Светимость | Цвет | Температура | Спектральный класс | Абсолютная величина |
0,01 | Красный | -3000 | M | 10 |
100 | Белый | -10000 | A | 0 |
10000 | Голубой | -30000 | O | -5 |
3. Укажите последовательность стадий эволюции Солнца
- а) остывание белого карлика;
- б) уплотнение масс газа и пыли;
- в) сжатие в протозвезду;
- г) гравитационное сжатие красного гиганта;
- д) стационарная стадия (источник излучения — термоядерная реакция);
- е) красный гигант с увеличивающимся гелиевым ядром.
б → в → г → д → е → а