Билет 5
1. Кому принадлежала идея увековечения памяти Хатыни и ее жителей?
Идея увековечения памяти Хатыни и ее жителей принадлежала Кириллу Трофимовичу Мазурову, первому секретарю ЦК КПБ, и Тихону Яковлевичу Киселеву, тогда Председателю Совета Министров БССР. Они случайно наткнулись на сожженную деревню Хатынь во время прогулки по окрестностям Минска и узнали о трагической истории ее жителей от пастуха. Впоследствии был создан мемориальный комплекс "Хатынь" в память о погибших деревнях и их жителях.
2. Как вы думаете, почему серию картин об ужасах фашистских концлагерей Михаил Савицкий назвал «Цифры на сердце»?
Михаил Савицкий назвал серию картин об ужасах фашистских концлагерей «Цифры на сердце», потому что каждый узник концлагеря имел номер, который был навсегда впечатлен на его сердце. Эти номера символизировали страшные преступления фашизма и несмываемую печать страданий миллионов людей. Серия картин была создана в память о жертвах концлагерей и для того, чтобы молодое поколение не забыло об этих трагических событиях и не допустило их повторения.
3. Приведите аргументы, подтверждающие вывод о том, что белорусская культура способствует сохранению исторической памяти белорусского народа о Великой Отечественной войне.
Белорусская культура способствует сохранению исторической памяти белорусского народа о Великой Отечественной войне через различные формы искусства и образования. Например, серия картин Михаила Савицкого «Цифры на сердце» напоминает о страшных преступлениях фашизма и жертвах концлагерей. Мемориальный комплекс «Хатынь» является символом памяти о сожженных деревнях и их жителях, погибших во время войны. Развитие системы высшего и среднего специального образования также позволяет передавать знания о Великой Отечественной войне молодым поколениям, чтобы они не забывали об этом важном периоде истории своего народа.
4. Составьте план ответа на вопрос: Изменения в системе образования БССР в 1940-1980-ые гг.
I. Восстановление системы образования после войны
1. Ремонт и строительство школ
2. Восстановление инфраструктуры: оборудование, учебная литература
3. Участие разных слоев населения в восстановлении
4. Количество школ к 1950/51 учебному году
II. Реорганизация школьного образования
1. Прием подростков в начальные школы
2. Завершение перехода к всеобщему семилетнему обучению
3. Введение обязательного 8-летнего образования
III. Расширение и развитие высшего образования
1. Успешная работа Белорусского государственного университета и других институтов в послевоенные годы
2. Открытие новых институтов (Гродненский сельскохозяйственный институт, Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта и др.)
3. Подготовка специалистов для новых отраслей промышленности
IV. Всеобщий охват молодежи учебой
1. Создание различных школ и училищ
2. Получение аттестата зрелости
3. Особенности образовательных учреждений (средние общеобразовательные, рабочие политехнические школы и профессионально-технические училища)