Раздел III

1. После Второй мировой войны в системе мироустройства выделяют две оси: «Восток — Запад» и «Север — Юг». Какие проблемы лежат в основе каждой из них? Охарактеризуйте основные тенденции их развития. Какие проблемы остаются нерешенными?

Проблемы стран «Восток — Запад»:

- разница в культурных и социальных характеристиках;
- демографическая (рост населения в восточных странах, уменьшение рождаемости на Западе);
- проблема сохранения культурного наследия;
- незаконная миграция в страны Западной Европы;
- продовольственная (нехватка продуктов питания в отсталых восточных странах);
- энергетическая (увеличение потребление ресурсов, энергетическая зависимость стран Европы).

Наблюдается тенденция сохранения своей культуры, ценностей и образа жизни, а также отставания стран Востока от западных стран в научном и технологическом плане.

Нерешенной остается проблема недостаточно рационального использования ресурсов в условиях социально-экономической отсталости.

Проблемы стран «Север — Юг»:

- противоречия между развитым богатым Севером (страны Европы, Япония) и бедными развивающимися странами (государства Азии и Африки);
- демографическая (увеличение населения);
- продовольственная (проблема обеспечения продовольствием растущего населения);
- преодоление отсталости развивающих стран (безработица, высокая смертность населения, низкий уровень жизни и образования).

Наблюдается тенденция роста экономического отставания развивающихся стран от ведущих держав Запада, увеличивается разрыв в доходах этих государств.

Остаются нерешенными следующие проблемы:

- «демографический взрыв»;
- голод, нищета, болезни, неграмотность;
- безработица и миграция в экономически развитые страны.

2. После Второй мировой войны проявились и действуют две мегатенденции — интеграция и дезинтеграция. Приведите примеры каждой из тенденций. Чем объясняется подобная противоречивость современного мира?

Примеры интеграции: Евросоюз, НАТО, ОВД, объединение Германии.

Примеры дезинтеграция: распад Югославии и СССР, роспуск ОВД, раздел Германии на два государства с разным политическим строем (ФРГ и ГДР).

Подобная противоречивость современного мира объясняется тем, что интеграция и дезинтеграция являются сторонами единого процесса. Дезинтеграция, которая происходила в странах Восточной Европы и в СССР, создала условия для нового этапа в развитии глобальных процессов интернационализации хозяйственных и иных межгосударственных связей. После Второй мировой войны потребностью стран было восстановление своих экономик и хозяйственное сплочение, но одновременно распадались многонациональные государства и образовывались национальных государства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы.

3. В послевоенное время проявилось разделение стран на три «мира». Какие государства входят в каждый из «миров»? Какой критерий лежит в основе деления? Впоследние годы наряду с термином «третий мир» в отношении стран тропической Африки стали использовать термин «четвертый мир». С чем связано выделение этой группы стран?

После Второй мировой войны государства разделились на три «мира»:

1) капиталистические страны: США, развитые страны Западной Европы, Япония, Южная Корея;
2) социалистические страны: СССР, Китай, Монголия, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Северная Корея;
3) развивающие страны (бывшие колонии): страны Африки и Латинской Америки.

В основе такого деления лежат критерии:

- уровень экономического развития;
- реальные доходы на душу населения;
- средняя продолжительность жизни;
- жилищная обеспеченность;
- качество здравоохранения;
- образование;
- степень интеграции в мировую финансовую систему.

Для стран тропической Африки стали использовать термин «четвертый мир», так как эти государства являются беднейшими странами мира, не относящимися к развивающимся странам.

4. Что означает понятие «вестернизация»? С какими проявлениями вестернизации вы сталкиваетесь? Какие проблемы в связи с этим возникают? Какие пути их решения вы можете предложить?

Вестернизация – процесс проникновения культуры западных стран в культуру других стран. Заимствование ценностей и опыта Западной Европы и Америки происходит во всех сферах жизнедеятельности: политике, экономике, образовании, культуре и образе жизни.

В настоящее время человек часто сталкивается с проявлениями вестернизации. Например, рекламируется и навязывается американский образ жизни (фильмы, видеоигры, фастфуды, субкультуры), основным в международном общении стал английский язык.

В связи с этим возникают проблемы:

- радикальные изменения в языке (например, в Латинской Америке родные языки были заменены испанским и португальским);
- культурные изменения коренных народов, которые проявляются в отказе или потере элементов местной культуры;
- насаживание потребительских товаров и образа жизни.

Пути решения:

- развитие патриотизма у подрастающего поколение;
- изучение истории своего народа, его культуры и традиций;
- развитие отечественной промышленности.

5. Какие события происходили в разных странах мира в годы «холодной войны»? Составьте синхроническую таблицу.

Страны

События в годы «холодной войны»

СССР

1962 г. – Карибский кризис

1963 г. – договор с США и Великобританией о запрете ядерных испытаний в 3-х сферах

1970-е гг. – договоры об ограничении вооружений с США

1979-1989 гг. – советско-афганская война

1991 г. – распад СССР

США

План Маршалла (помощь в экономическом восстановлении Европы после войны)

Создание НАТО

1962 г. – Карибский кризис

1963 г. – договор с СССР и Великобританией о запрете ядерных испытаний в 3-х сферах

1970-е гг. – договоры об ограничении вооружений с СССР

Германия

Разделена на зоны оккупации

1949 г. – возникновение 2 германских государств: ГДР и ФРГ

1961 г. – Берлинский кризис, возведение стены

1990 г. – объединение Германии

страны Центральной и Юго-Восточной Европы

Курс на построение в этих государствах основ социализма

поддержка и влияние СССР

Создание СЭВ

Конец 1950-х гг. – забастовки и вооруженные выступления

1980-е гг. – «бархатные революции»

Распад Югославии

страны Западной Европы

Создание Европейского Союза и НАТО

1950-е г. – миграция из стран Азии и Африки

страны Азии

1950-1953 гг. – Корейская война

1964-1973 гг. – Вьетнамская война

Модернизация

страны Африки

Деколонизация

Модернизационные процессы

6. Определите значение понятий «колониализм» и «неоколониализм». Объясните, почему ХХ в. ознаменовался не только концом колониализма, но и началом неоколониализма. В чем опасность неоколониализма?

Колониализм — система господства группы промышленно развитых стран над остальным миром в XVI-XX вв. Это политика была направлена на освоение, заселение и политическое подчинение стран и территорий, расположенных за пределами Европы. Колониальная политика европейских государств в Африке и Азии характеризовалась экспансией, торговлей, работорговлей и образованием колоний.

Неоколониализм — система экономической, культурной и скрытой политической зависимости формально суверенных развивающихся стран от ведущих мировых держав. Сформировался во второй половине XX века, когда бывшие колонии получили независимость.

ХХ в. ознаменовался не только концом колониализма, но и началом неоколониализма. Итоги Второй мировой войны создали благоприятные условия краха колониализма. Война истощила финансовые и военные ресурсы стран Европы, поэтому они не готовы были подавлять национально-освободительные движения в странах Азии и Африки. Но из-за нехватки энергетических ресурсов в конце XX века западные страны пытаются восстановить господство над африканскими и азиатскими странами.

Опасность неоколониализма заключается в растворении локальных цивилизаций в будущем глобализованном мире.

7. Если начало ХХ столетия характеризуется становлением и распространением массовой культуры, то в конце ХХ в. проявляется процесс глобализации культуры. Каковы предпосылки этих явлений? Какие новые виды искусства возникли благодаря научно-техническому прогрессу?

Предпосылки процесса глобализации культуры:

- научно-технический прогресс;
- распространение сети Интернет;
- рост международного общения;
- доступность произведений мировой культуры;
- развитие современных средств массовой коммуникации.

Благодаря научно-техническому прогрессу возникли новые виды искусства: телевидение, кино, различная электронная музыка, фотоискусство, дизайн, компьютерные и сетевые арт-проекты, сетевое искусство (нет-арт).

8. Напишите эссе на одну из тем: «Карибский кризис: мир на грани ядерной войны», «Распад СССР: уроки истории», «Современное искусство как художественный эксперимент», «Этика и генетика: где проходят границы?».

Эссе на тему: «Карибский кризис: мир на грани ядерной войны»

После окончания Второй мировой войны на международной арене появились два лидера: США и СССР, между которыми началось противостояние за сферы влияния. Такая конфронтация двух сверхдержав получила название «холодная война». Одним из ярких событий «холодной войны» был Карибский кризис.

Карибским кризисом называют политическую обстановку 1962 года, когда США и СССР едва не нарушили равновесие в мире и не привели его к ядерной войне. Начало данным событиям положила Америка, которая разместила на территории Турции свои ракеты с ядерными боеголовками. В ответ на данные действия Советский Союз перебросил и разместил на Кубе подразделения Вооруженных Сил СССР, вооружение, технику, а также ядерное оружие. Так сложилось напряженное политическое, дипломатическое и военное противостояние между этими странами. Весь мир находился в ожидании ядерной катастрофы. Кубе была объявлена блокада. Страна ввела ответные санкции, были сбиты несколько самолетов США над кубинской территорией. Конфликт был решен на переговорах правителей двух держав: Хрущева и Кеннеди, результатом которых стало заключение советско-американского соглашения о запрете ядерных испытаний в воздухе, космосе и под водой.

Таким образом, Карибский кризис продемонстрировал опасность военного столкновения в эпоху ядерного оружия. Он показал, что ядерный шантаж может быть реальным методом решения внешнеполитических задач, который может привести мир к ядерной войне.

9. Приведите примеры произведений художественной литературы и игрового кино, в которых отражена история второй половины XX — начала ХХI в.

Примеры произведений, в которых отражена история второй половины XX — начала ХХI в.:

- художественная литература: повесть «Оттепель» И. Эренбурга (о либерализации СССР во времена руководства страной Н.С. Хрущевым), документальный триллер Д. Хоффмана «Мертвая рука» (о противостоянии СССР и США), роман-триллер Ф. Тейлора «The Berlin Wall» (о Берлинской стене и объединении Германии).

- игровое кино: «Время первых» (о выходе космонавтов в открытый космос), «Игра шпионов» (о событиях «холодной войны»), «Распад» (о распаде СССР).

10. В чем вы видите исторический прогресс? Что может являться критериями исторического прогресса?

Так как история представляет собой беспрерывные изменения, то исторический прогресс — это постепенное совершенствование культурной и социальной жизни человечества. Это глобальный процесс восхождения мирового сообщества от примитивных состояний до цивилизации, которая основана на научно-технических, политико-правовых и нравственно-эстетических достижениях.

Критериями исторического прогресса могут являться развитие человеческого разума, прогресс науки и техники, совершенствование нравственности людей, уровень гуманизации (степень свободы, уровень удовлетворения потребностей).

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_11, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!