§ 23. Пути решения глобальной энергетической проблемы

1. Проверим свои знания.

1. Каким образом человечество осуществляет решение энергетической проблемы?

Сокращает энергоемкость и энергоемкие производства и увеличивает добычу энергоносителей.

2. Почему важным решением в дальнейшем развитии мировой экономики является снижение её энергоёмкости?

Так как количество энергоносителей и топливно-энергетических ресурсов не увеличивается, нужно использовать энергосберегающие технологии.

3. Каковы перспективы развития альтернативной энергетики?

Перспективы развития альтернативной энергетики связаны со следующими тремя направлениями:
1) рост доли возобновляемых источников энергии в структуре потребления;
2) рост доли возобновляемых источников энергии в структуре производства электроэнергии;
3) ежегодное увеличение производства солнечной и ветровой энергии.

2. От простого к сложному.

1. Какие развитые страны мира провели масштабную перестройку экономики в направлении снижения доли энергоёмких производств?

Великобритания, Китай, Индия, Чехия.

2. Смогут ли альтернативные источники энергии обеспечить электричеством крупные населённые пункты?

При использовании энергосберегающих технологий, да, смогут.

3. Где, с вашей точки зрения, на планете находятся регионы, в которых оптимально строить электростанции, работающие на альтернативных источниках энергии?

Солнечные электростанции —тропические и экваториальные широты.

Гидроэлектростанции — горные реки.

Ветровые электростанции — можно развивать повсеместно, так как везде есть области с необходимой силой и скоростью ветра.

Еще можно развивать геотермальные (на территориях, где раньше была вулканическая деятльность), приливные.

4. Каким образом Республика Беларусь, имея незначительные запасы энергоресурсов, может решить энергетическую проблему?

Увеличивать долю использования альтернативных источников, увеличивать количество ветровых станций, использовать энергосберегающие технологий.

3. От теории к практике.

1. Используя материалы ООН по Целям в области устойчивого развития (ссылка по QR-коду), пройдите тест «Как я усвоил ЦУР 7».

Предполагаемые ответы:

  1. Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надёжным, устойчивым и современным источникам энергии для всех
  2. Обеспечить доступ корпораций к электроэнергии
  3. 60%
  4. 20%
  5. Илон Маск

2. Разработайте проект «Моя “зелёная” школа», используя принципы зелёной экономики.

Главное, что в итоге участок должен быть красивым, комфортным, ярким за счет цветов и растений, с удобной поливочной системой. При этом он должен нравиться не только авторам проекта, но и обучающимся в школе. В начале проекта необходимо было определиться с общим стилем оформления. Я посетила библиотеки школьную и сельскую, искала информацию по озеленению пришкольного участка в Интернете. В итоге мы добыли массу информации об искусстве озеленения пришкольного участка.

В начале проекта необходимо определиться и с общим стилем. Выбор стиля зависит от ландшафтных особенностей участка (его конфигурации, окружения, размеров) и определяется архитектурным стилем, в котором построены основные сооружения. Дадим характеристику некоторых наиболее распространенных стилевых направлений – как классических, так и современных.

Конечно, фрагменты участка могут быть в разных стилях, но, главное, должна быть определена идея, увязывающая все фрагменты в одно целое, гармонирующие со зданием школы и обликом окружающих строений. Для того чтобы прийти к этой цели, необходимо изучить участок с учетом месторасположения, климатических условий, и уже имеющихся растений. Мы выбрали сельский стиль оформления участка, который нам больше всего подходит

Я выбрала следующие растения для выращивания: бархатцы, цинерария, сальвия, Цинния, астра

Мы решили, что у нас будет центральная прямоугольная клумба с многолетними и однолетними цветниками. Главная дорога через сквер с бордюром из многолетников. второстепенные дорожки, клумбы под деревьями неправильной геометрической формы, участки с кустарниками плодовыми (черная смородина) и декоративными, живая изгородь из кизильника.

Было выбрано место для цветников. Составили план цветника на бумаге, помня советы для начинающих цветоводов, выписанных из книг.

1. Не увлекаться разнообразием декорирования рабаток, ограждений и т.д.
2. На участке соблюдать единый стиль оформления.
3. Не увлекаться разнообразием цветов.
4. Подбирать цветы не выше 30 см., чтобы клумба после дождя и ветра не выглядела неряшливо.

Убрали весь мусор с запланированного участка, сделали дорожки, вскопали площадь под предполагаемые клумбы.

3. Подготовьте сообщение «Интересные факты из истории энергетики».

Первым «изобретением» человека в области энергетики было освоение огня. По господствующему сегодня мнению, оно произошло около 1,5 миллионов лет назад — это подтверждают археологические находки. Альтернативные огню виды энергии были освоены только 5000 лет назад — речь идёт об энергии ветра, движущейся воды и т. д.

Тогда, 5000 лет назад, для выживания человеку было необходимо ежедневно 12 000 ккал энергии, которую тот расходовал на обогрев, освещение, приготовление пищи и иные нужды. К 1400 году н. э. этот показатель удвоился, а после Промышленной революции почти утроилось, достигнув 77 000 ккал. К 1975 году утроение произошло ещё раз — в среднем человеку нужно было для выживания уже 230 000 ккал в сутки, а сегодня и того больше.

Первые электростанции появились в Европе в 1870-е годы. Они были маломощными и могли снабжать электричеством только близлежащие объекты — фабрики, фермы, имения, крупные общественные здания и т. п. Так, первым в мире домом с электрическим освещением считается усадьба Крэгсайд на севере Англии, где инженер Уильям Джордж Армстронг построил гидроэлектростанцию.

Первым объектом в России с постоянным электрическим освещением стал Литейный мост в Санкт-Петербурге, открытый после радикальной реконструкции в 1879-м году. На нём были установлены светильники со «свечами Яблочкова» — вариантом электрической угольной дуговой лампы, запатентованным российским учёным Павлом Яблочковым тремя годами ранее. Они питались от небольшой построенной неподалёку электростанции на угле.

Первой же коммерческой электростанцией, поставлявшей ток для освещения городских домов, стала работавшая также на угле электростанция постоянного тока, построенная легендарным Томасом Эдисоном на Пёрл-стрит в Нью-Йорке (в пяти минутах ходьбы от Уолл-стрит), открытая в 1882 году и известная просто как Электростанция на Пёрл-стрит (Pearl Street Station). Сразу после открытия она обслуживала 82 клиента и давала ток для работы 400 ламп накаливания. Но уже к 1884 году эти показатели увеличились до 508 клиентов и 10164 ламп.

На электростанции на Пёрл-стрит были установлены такие машины, получившие название «Джамбо» (Jumbo). Изображение: Welcome Images

Интересно, что электростанция на Пёрл-стрит была ещё и первым в мире сооружением, производившим и поставлявшим одновременно электричество и пар на местные предприятия и в дома жителей Манхэттена. В 1890-м году она была до основания уничтожена пожаром — от неё осталось только одна из шести динамо-машин, которую теперь можно увидеть в Музее Генри Форда в Детройте, США.

В Москве первая городская электростанция была введена в строй в 1888 году. Она располагалась в специально построенном здании на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка — сегодня это выставочное пространство Новый Манеж (внешний вид здания в большой степени сохранился). Станция обслуживала 800 клиентов и поддерживала электрическое уличное освещение в радиусе 50 километров. В 1897 году ей на смену пришла теплоэлектростанция на Раушской набережной Москвы-реки.

 

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_11, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!