§ 24. Культура Беларуси в XIX — начале ХХ в.
1. Какие события общественно-политической жизни Беларуси XIX — начала XX в. оказали наибольшее влияние на развитие белорусской культуры в этот период? Свой ответ конкретизируйте примерами.
События общественно-политической жизни Беларуси XIX-начала XX в. оказали влияние на развитие белорусской культуры в этот период:
- В период царствования Николая I государственной идеологией была принята теория официальной народности, поэтому учеников стали обучать и воспитывать в духе преданности российскому самодержавию и православию, а систему образования перевели на русский язык обучения.
- Восстание 1830-1831 гг. и революция 1905-1907 гг. нашли отражение в живописи в стиле реализм. Например: в стиле реализм работали пейзажисты В. Дмоховский, А. Горавский, Н. Силиванович.
- В начале ХХ века наблюдался подъем белорусского национального движения, была создана первая белорусская национальная политическая партия — Белорусская социалистическая громада. Начала формироваться белорусская национальная государственность. Принципы идеологии национального возрождения нашли отражение в литературных произведениях белорусских писателей. Например, Франтишка Богушевича в его сборниках «Дудка беларуская» и «Смык беларускі».
- Революционное движение, переход власти в руки Минского совета, установление советской власти привели к формированию и развитию белорусского литературного языка, развитию всесословного и профессионального образования.
2. Какие изменения в системе образования на белорусских землях в XIX — начале XX в., на ваш взгляд, являются прогрессивными? Свое мнение обоснуйте.
Прогрессивные изменения в системе образования на белорусских землях в XIX-начале XX в.:
- развитие профессионального образования с целью подготовки специалистов для различных отраслей народного хозяйства и культуры: медицинские, педагогические, ремесленные, железнодорожные, художественные и музыкальные учебные заведения;
- согласно реформе образования 1864 года школа провозглашалась всесословной, что привело к увеличению грамотного населения;
- появление в 20-е гг. XIX века в Беларуси школ взаимного обучения, где занятия с детьми и взрослыми проводились более подготовленными учениками под руководством учителя. Такая совместная деятельность была более эффективной, чем традиционная классно-урочная система: развивались ответственность, навыки оценки и самооценки, происходила социализация учащихся.
3. Систематизируйте информацию о развитии белорусоведения в XIX — начале XX в., заполнив таблицу:
Область научного знания |
Фамилии ученых, исследователей |
Результаты исследований |
история Беларуси |
Павел Шпилевский |
очерки «Путешествие по Полесью и белорусскому краю», «Белоруссия в характеристических описаниях и фантастических ее танцах» |
белорусский фольклор |
Ян Чечот |
6 томов белорусских народных песен «Сялянскiя песнi з-над Нёмана i Двiны» |
история |
Иван Григорович |
«Белорусский архив древних грамот» |
языковедение |
Иван Носович |
«Словарь белорусского наречия» |
этнография археология |
Адам Киркор |
книга о белорусско-литовском крае о «Живописной России» |
краеведение |
Алексей Сапунов |
архивные документы «Витебская старина» |
история |
Иосиф Турчинович |
книга «Обозрение истории Белоруссии с древнейших времен» |
история |
Вацлав Ластовский |
книга «Кароткая гiсторыя Беларусi» |
этнография |
Евфимий Карский |
труд «Белорусы» |
4. Объясните причинно-следственную связь между подъемом общественнополитического движения в XIX – начале XX в. и активизацией изучения истории и культуры белорусского народа.
В XIX-начале XX вв. на белорусских землях начался подъем общественно-политического движения, что привело к формированию белорусской нации. Шел процесс развития белорусского языка, который изначально существовал в виде диалектов, на основе которых постепенно складывался новый белорусский литературный язык. Публикации научных трудов об истории и культуре белорусского народа способствовали пробуждению национального самосознания белорусов.