§ 22. Развитие белорусской нации в условиях советской общественно-политической системы
1. Приведите аргументы в подтверждение суждения о том, что политика белорусизации была проявлением национальной политики большевиков.
Политика белорусизации — проявление национальной политики большевиков:
- Документация была переведена на белорусский язык.
- В учебных заведениях обучались на белорусском языке, учреждения культуры и науки использовали белорусский язык.
- Для белорусских военных были составлены воинские уставы на родном языке.
- В научных центрах республики проводили исследования по проблемам истории, общественной мысли и экономики Беларуси.
- На партийную, советскую, хозяйственную и общественную работу выдвигались представители белорусского населения.
2. Подготовьте сообщение о вкладе одного из деятелей культуры (по вашему выбору) в осуществление белорусизации.
Вклад В.И. Пичета в осуществлении белорусизации
Владимир Иванович Пичета (1878-1947 гг.) — советский историк, первый ректор Белорусского государственного университета, заслуженный профессор БССР. Он активно содействовал белорусизации. Пичета выпустил брошюру «Белорусский язык как фактор национально-культурный», которая оказала большое влияние на формирование новых представлений о месте и роли белорусского языка и культуры. Он изучал вопрос происхождения белорусского народа, историю городов Беларуси, краеведение, историю белорусского языка и литературы. С именем Владимира Ивановича Пичета связано становление белорусской советской исторической науки.
3. Как вы понимаете слова об отделении церкви от государства, а школы от церкви?
Слова об отделении церкви от государства, а школы от церкви можно понимать следующим образом: государство не вмешивается в церковные дела, а религиозные организации не выполняют функции государственной власти. Открываются светские школы, в которых не преподают религиозные дисциплины.
4. В чем, по вашему мнению, заключался противоречивый характер политики советского государства по отношению к религии? Конкретизируйте фактами вывод об эволюции отношений государства и церкви в СССР.
Противоречивый характер политики советского государства по отношению к религии заключался в постоянной смене отношения правительства к церкви. В 1917 году большевики отделили церковь от государства. СССР контролировал и вмешивался в дела религиозных организаций, изъял церковные земли, установил налоги для духовенства. В стране поддерживался атеизм. Церкви использовались как клубы, кинотеатры и склады. В 1943 году была восстановлена Московская Патриархия, так как церковь активно поддерживала всенародную борьбу против захватчиков во время Великой Отечественной войны. После войны были увеличены количества церквей и священников. Во время руководства СССР Н.С. Хрущевым была организована атеистическая деятельность по искоренении религии из сознания советского человека, так как церковь считалась препятствием на пути строительства коммунизма. В 1970-е годы произошло послабление в религиозной работе. Во второй половине 1980-х гг. деятельность основных религиозных конфессий оживилась.
5. Как вы думаете, почему «религиозные предрассудки» рассматривались руководством СССР как существенное препятствие на пути к социализму и коммунизму?
«Религиозные предрассудки» рассматривались руководством СССР как существенное препятствие на пути к социализму и коммунизму. Коммунизм опирался на научные данные, так как общество развивается по определенным законам. А сверхъестественные силы не оказывают влияние на развитие общества. Ведь человек достиг успехов не благодаря вере в Бога, а своему труду. А господствующему классу было выгодно невежество народа и его вера в предназначение свыше. Поэтому задача коммунистической партии состояла в том, чтобы рабочие считали, что религия является оружием в руках эксплуататоров в деле поддержания неравенства в обществе.