§ 24. Научно-технический прогресс и формирование постиндустриального общества
1. Объясните значение понятий «научно-технический прогресс» и «научно-техническая революция».
Понятие «научно-технический прогресс» означает непрерывный взаимообусловленный процесс развития науки и техники, а «научно-техническая революция» — качественный скачок в развитии производительных сил общества на основе коренных сдвигов в научных знаниях.
2. Какое влияние на жизнь человека оказала научно-техническая революция?
Научно-техническая революция оказала значительное влияние на жизнь человека. Она изменила технологию многих производств и бытовую жизнь общества. Ее достижения используются для борьбы с многочисленными болезнями, что существенно снизило смертность и увеличило продолжительность жизни. Человек стал осваивать околоземное космическое пространство и морские глубины. Стали использовать новые виды энергии, появились искусственные материалы. Благодаря современным технологиям люди могут общаться или получить информацию из любой точки мира. Произошли кардинальные изменения в быту: обычными предметами обихода стали автомобили, телевизоры, видеотехника, персональные компьютеры и ноутбуки. Несмотря на улучшение качества жизни человека можно выделить отрицательные последствия научно-технической революции: уменьшение физической активности людей, использование достижений НТР для военных целей, аварии техногенного характера, разрушение и загрязнение природы.
3. Завершите схему:
Революция — радикальное изменение в социально-экономической структуре общества, скачок в развитии человека, природы или познания.
4. Американский социолог Д. Белл выделяет три технологические революции. Определите, к каким изменениям в производстве они привели. Данные представьте в таблице.
Хронологический период |
Технологическая революция |
Изменения в производстве |
Вторая половина XVIII в. |
Изобретение парового двигателя |
Использование на заводах, фабриках, мельницах Толчок к развитию транспорта |
Конец XIX в. |
Использование электричества и химии |
Создание множества приборов и механизмов (электрический генератор, батарейка, электрическая лампочка, телеграф) Использование химических удобрений в сельском хозяйстве |
Вторая половина ХХ в. |
Изобретение компьютеров и телекоммуникаций |
Повышение производительности труда |
5. Почему в постиндустриальном обществе источником общественного богатства становятся знания и информация?
В постиндустриальном обществе движущей силой экономики становится наука и образование, а товаром является информация. Благодаря всеобщей компьютеризации главным источником общественного богатства становятся знания и информация.