Обобщение 3. Cтр. 191-193
1. Дайте определение следующим понятиям: административное право, административное правонарушение, гражданская дееспособность, гражданская правоспособность, гражданское право, конституционное право, наказание, семейное право, трудовое право, трудовой договор, уголовное право.
Административное право — отрасль права, которая представляет совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления государственного управления.
Административное правонарушение — противоправное виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Гражданская дееспособность — способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
Гражданская правоспособность — способность иметь гражданские права и нести обязанности.
Гражданское право — отрасль права, которая объединяет совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между различными организациями и гражданами, а также между отдельными гражданами.
Конституционное право — отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, которые определяют принципы организации и порядок функционирования органов власти и управления, правовое положение граждан, их взаимоотношения с государством.
Наказание — мера уголовной ответственности, применяемая государством в отношении лица, признанного виновным в совершении преступления.
Семейное право — система правовых норм, которые регулируют личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами во время брака, родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.
Трудовое право — отрасль права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и нанимателей.
Трудовой договор — соглашение между работником и нанимателем, которое устанавливает их взаимные права и обязанности.
Уголовное право — совокупность правовых норм, определяющих общественно опасные преступные деяния и наказание к лица их совершивших.
2. Приведите примеры влияния мотивов на оценку правового поведения. Почему в приведённых вами примерах право считает важным оценить мотив правового поведения?
Примеры влияния мотивов на оценку правового поведения:
- Человек осознает социальную необходимость соблюдения законов.
Пример: индивидуальный предприниматель честно уплачивает налоги, так как уверен, что налоговые поступления в бюджет государства удовлетворяют нужды общества в образовании и здравоохранении.
- Наличие у человека потребности в соблюдении законов.
Пример: гражданин нашел кошелек с крупной суммой денег и документами и передал их в милицию, так как считает неприемлемым присваивать чужие ценности.
- Осознанная защита гражданином групповых интересов.
Пример: общество потребителей обратилось в суд с иском к фирме-производителю услуг для защиты нарушенных прав.
В приведенных примерах право считает важным оценить мотив правового поведения, так как правомерное поведение носит полезный для общества характер. Законопослушные граждане сознательно подчиняются законам, понимая, что такое поведение одобряется обществом и государством. Некоторые люди соблюдают нормы права из страха быть подвергнутыми юридической ответственности.
3. Объясните утверждение, что Конституция является правовым фундаментом, содержит исходные нормы-принципы различных отраслей права. Нормы каких статей Конституции Республики Беларусь конкретизированы в Избирательном кодексе, Трудовом кодексе, Кодексе о браке и семье? Приведите примеры.
Конституция является правовым фундаментом, содержит исходные нормы-принципы различных отраслей права. Конституция Республики Беларусь устанавливает основополагающие принципы устройства государства и общества, основы правового статуса личности, а также определяет основы управления всеми социальными, экономическими и политическими процессами жизни государства. Поэтому она дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений, а нормы Конституции являются исходными для всех областей права.
В Избирательном кодексе конкретизирована статья 38 Конституции Республики Беларусь, где закреплен ряд принципов избирательного права, которые определяют процесс его реализации: всеобщее, равное, прямое или косвенное избирательное право, тайное голосование. Также в Конституции зафиксированы положения о выборах депутатов (статья 67) и Президента (статья 81), о формировании Национального собрания (статья 91) и местных Советов депутатов (статья 118).
В Трудовом кодексе конкретизированы статьи 41-42 Конституции Республики Беларусь: право на труд и выбор профессии и рода занятий, право на работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой, право на вознаграждение за выполненную работу.
В Кодексе о браке и семье конкретизирована статья 32 Конституции Республики Беларусь, в которой прописано, что под защитой государства находятся брак, семья, материнство, отцовство и детство. Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях.
4. Систематизируйте свои знания об отраслях права. Заполните таблицу.
Отрасли права |
Область применения |
Субъекты правовых отношений |
Особенности регулирования отношений с участием несовершеннолетних |
Гражданское |
имущественные и личные неимущественные отношения |
физические и юридические лица |
до 14 лет: сделки от их имени совершают законные представители, они же несут имущественную ответственность за совершенные малолетним действия 14-18 лет: самостоятельно совершают сделки с согласия законных представителей, несут самостоятельную имущественную ответственность по совершенным сделкам и за причиненный вред |
Семейное |
личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами на основе брака, родства, усыновления |
супруги, родители, дети |
родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении |
Трудовое |
трудовые отношения |
работник, наниматель |
продолжительность ежедневной работы: от 14 до 16 лет – 4 часа 36 минут, от 16 до 18 лет – 7 часов; запрет привлечения несовершеннолетних к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники, праздничные и выходные дни |
Административное |
исполнительная власть |
государственные органы и организации, должностные лица, граждане |
с 16 лет наступает административная ответственность, с 14 лет за ряд правонарушений; применяются меры воспитательного воздействия |
Уголовное |
общественно опасные деяния |
физические и юридические лица, природная среда, общество, государство |
с 16 лет наступает уголовная ответственность, за некоторые преступления - с 14 лет (убийство, похищение человека, кража, грабеж, разбой, незаконный оборот наркотических средств) |
5. Проследите расширение прав, обязанностей и ответственности в разных отраслях права по мере достижения человеком возраста: 14 лет, 16 лет, 18 лет.
Отрасли права |
14 лет
|
16 лет
|
18 лет |
Гражданское право
|
частичная дееспособность: самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией и личными доходами; осуществлять права автора произведения культуры; вносить в банки вклады и распоряжаться ими |
может стать членом кооператива; приобрести полную дееспособность, если работает на основании трудового договора или занимается предпринимательской деятельностью |
полная дееспособность |
Семейное право
|
вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в суд; |
имеет право изменять своё отчество и фамилию; |
приобретает права и обязанности, которыми владеют все совершеннолетние граждане страны |
Трудовое право
|
имеет право с письменного согласия одного из родителей заключить трудовой договор, который не наносит ущерб здоровью и не отражается на посещаемости школы; выполнять легкие виды работ; работать не более 23 часов в неделю или 4-х часов 36 минут в день; трудовой отпуск подростку предоставляется в летний период или в любое время, которое подросток назовет |
вправе самостоятельно заключать трудовое соглашение с нанимателем; |
приобретение прав, свобод, ответственности и обязанностей совершеннолетнего |
Административное право
|
наступает административная ответственность за совершение правонарушений (умышленное причинение телесного повреждения, оскорбление, мелкое хищение, жестокое обращение с животным, мелкое хулиганство) |
могут привлечь к административной ответственности за большинство правонарушений |
несет полную административную ответственность |
Уголовное право
|
наступает уголовная ответственность за определенные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, похищение человека, кража, тайное похищение имущества, грабеж, разбой вымогательство, угон транспортного средства, захват заложника, хищение огнестрельного оружия, незаконный оборот наркотических средств, заведомо ложное сообщение об опасности): наказания: штраф, арест, лишение свободы, принудительные меры воспитательного характера |
несет уголовную ответственность практически за все совершенные им преступления; |
наступает полная уголовная ответственность |
6. Определите, нормы какой отрасли права нарушены в следующих случаях: нарушение правил пожарной безопасности, угон автомобиля, прогул на работе, переход дороги в неустановленном месте, просрочка изготовления шкафа мастером-мебельщиком.
Нарушение правил пожарной безопасности — административное право.
Угон автомобиля — уголовное право.
Прогул на работе — трудовое право.
Переход дороги в неустановленном месте — административное право.
Просрочка изготовления шкафа мастером-мебельщиком — трудовое право.
7. Приведите примеры гражданско-правовых договоров. Назовите общие и отличительные черты гражданско-правового договора, трудового договора, брачного договора.
Примеры гражданско-правовых договоров:
- при поступлении на работу на должность бухгалтера Ирина подписала трудовой договор с нанимателем;
- Николай подписал договор аренды с собственником имущества для открытия в арендованном помещении фотостудии;
- Елена заключила авторский договор заказа с редактором издательства «Беларусь», по которому она обязуется создать новое произведение в течение трех месяцев.
Отличительные черты:
- гражданско-правового договора: работодателю интересен конкретный результат, а не сам процесс трудовой деятельности работника; в договоре оговаривается вознаграждение за выполненную работу, а не регулярная заработная плата;
- трудового договора: заключается между работником и нанимателем; в договоре оговариваются должностные обязанности работника, штатное расписание, заработная плата;
- брачного договора: заключается между мужчиной и женщиной по обоюдному желанию сторон.
Общие черты: имеют юридическую силу, в договорах прописаны права и обязанности сторон.
8. Основываясь на данном объявлении, объясните, как вы понимаете понятие «публичная оферта». Ознакомьтесь с положениями одного из кодексов Республики Беларусь:
Публичная оферта — предложение приобрести товар или услугу, которое адресовано неопределенному кругу лиц. В данном обращении прописываются сроки, цены, порядок передачи и гарантии.
Определите на основании своих знаний об основных отраслях права, в каком кодексе содержатся данные нормы. В каких ситуациях вы каждый день сталкиваетесь с публичной офертой? Если ваши права как потребителя будут нарушены, каким образом вы можете их защитить? (Используйте Закон о защите прав потребителей.)
Данные нормы содержатся в Гражданский кодекс Республики Беларусь. С публичной офертой человек сталкивается каждый день во многих областях взаимоотношений — от бытовых условий до интернет-индустрии (в каталогах, буклетах, товар на витрине, меню в ресторане, товар в интернет-магазинах, предложение оператора сотовой связи).
Если права потребителя нарушены, то их можно защитить следующим образом:
- обратиться к продавцу или руководству учреждения, изготовителю, поставщику;
- согласно статьи 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» вправе потребовать замены товара на качественный товара, соразмерного уменьшения уплаченной стоимости или возврата уплаченной стоимости;
- обратиться в суд.
9. Охарактеризуйте правовой механизм заключения и прекращения брака в нашей стране. Могут ли семейные отношения, возникшие в Республике Беларусь, регулироваться международными договорами?
В Республике Беларусь признается только брак, заключенный в органах, регистрирующих акты гражданского состояния. Условиями заключения брака являются взаимное согласие, достижение брачного возраста (18 лет), отсутствие препятствий (другой брак, недееспособность одной из сторон, родственные связи). Мужчина и женщина, вступающие в брак, обязаны присутствовать при регистрации заключения брака. Регистрация заключения брака через представителя не допускается. Основаниями прекращения брака могут быть расторжение регистрирующим органом или судом по заявлению одного из супругов, а также смерть или объявление судом умершим одного из супругов.
Семейные отношения, возникшие в Республике Беларусь, не могут регулироваться международными договорами согласно статье 237 Кодекса Республики Беларусь о Браке и Семье на основании того, что международное законодательство может противоречит белорусскому законодательству.
10. Напишите эссе на одну из предложенных тем:
Эссе на тему: «Закон и устанавливается затем, чтобы сильный-богатый не все, что ему пожелается, творил» (Лев Сапега)
Смысл высказывания государственного деятеля Великого княжества Литовского Льва Сапеги заключается в том, что законы для всех должны иметь одинаковый смысл. С данным утверждением можно согласиться. Равенство всех граждан общества перед законом всегда было мечтой человечества. Человек, который стоял у власти, наделял себя большими привилегиями, чем всех остальных членов общества. Вождь в первобытнообщинном обществе получал большую и лучшую часть добычи. В Древнем Египте государство подчиняло всех силой. Египтяне обожествляли власть, на которых не распространялся закон. В XVIII веке в эпоху Просвещения идеалом справедливого государственного устройства считалось равенство людей перед законом. В современном мире многие страны называют себя правовыми государствами. Граждане таких государств имеют демократические права и свободы, правители и государственные служащие несут ответственность перед населением страны. Согласно Конституции Республика Беларусь живет по принципам правового государства. В стране господствует право, все граждане равны перед законом, власть разделена на три ветви, суд независим, эффективно работают правоохранительные органы, государство гарантирует права и свободы человека.
11. Сравните следующие нормы административного и уголовного права. Каким образом они взаимосвязаны?
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях |
Уголовный кодекс Республики Беларусь |
Статья 11.1. Мелкое хищение Наказание: штраф, общественные работы, административный арест |
Статья 205. Кража Это тайное похищение имущества Наказание: общественные работы, штраф, исправительные работы, арест, ограничение свободы до трех лет |
Статья 11.4. Присвоение найденного имущества Влечет наложение штрафа в размере до пяти базовых величин |
Статья 215. Присвоение найденного имущества Присвоение имущества в особо крупном размере Наказание: общественные работы, штраф, арест |
Статья 19.1. Мелкое хулиганство Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок Наказание: штраф в размере от двух до тридцати базовых величин, общественные работы, административный арест |
Статья 339. Хулиганство Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок с применением насилия или повреждением чужого имущества Наказание: общественные работы, штраф, исправительные работы до двух лет, арест, ограничение свободы до двух лет, лишение свободы на срок до трех лет |
Статья 19.6. Заведомо ложное сообщение Влечет наложение штрафа в размере от 4 до 15 базовых величин |
Статья 340. Заведомо ложное сообщение об опасности Наказание: штраф, арест, ограничение свободы до трех лет, лишение свободы до пяти лет |