§ 32. Взаимодействие аллельных генов. Анализирующее скрещивание

1. Какие типы взаимодействия аллельных генов вам известны?

Полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование.

2. Чем полное доминирование отличается от неполного? Приведите примеры.

При полном доминировании доминантный аллель полностью подавляет проявление рецессивного аллеля, поэтому доминантный признак проявляется как у гомозигот (АА), так и у гетерозигот (Аа). В случае неполного доминирования доминантный признак проявляется только при наличии двух доминантных аллелей в генотипе (АА). Если же организм гетерозиготен (Аа), т.е. имеет лишь один доминантный аллель, в фенотипе проявляется признак, промежуточный между доминантным и рецессивным.

Например, у гороха жёлтая окраска семян полностью доминирует над зелёной, гладкая поверхность семян – над морщинистой. У человека карий цвет глаз полностью доминирует над голубым, резус-положительность – над резус-отрицательностью, праворукость – над леворукостью, шестипалость доминантна по отношению к нормальному строению кисти.

По типу неполного доминирования наследуется окраска цветков ночной красавицы (красная окраска не полностью доминирует над белой, промежуточный признак – розовая окраска), курчавость волос у человека (курчавые волосы не полностью доминируют над прямыми, промежуточный признак – волнистые волосы), цвет оперения кур (чёрное оперение не полностью доминирует над белым, промежуточный признак – пёстрое оперение) и многие другие признаки.

3. Допустим, что у определенного вида растений широкие листья доминируют над узкими. Скрестили два гетерозиготных растения. Потомство с какими фенотипами и в каком соотношении следует ожидать, если гены, контролирующие ширину листьев, взаимодействуют по типу полного доминирования? По типу неполного доминирования?

Если данные гены взаимодействуют по типу полного доминирования, то в потомстве, полученном путём скрещивания гетерозиготных растений, будет наблюдаться расщепление 3 : 1, т.е. 75% растений с широкими листьями и 25% – с узкими.

Если данные гены взаимодействуют по типу неполного доминирования, в потомстве будет наблюдаться расщепление 1 : 2 : 1, а именно: 25% растений с широкими листьями, 50% – со средними по ширине и 25% – с узкими.

4. Что такое кодоминирование? Какой тип взаимодействия наблюдается между генами I В и I 0 , определяющими группу крови человека? Между генами I A и I В?

Кодоминирование предполагает равноценное участие обоих аллельных генов в формировании признака у гетерозиготной особи. Иными словами, при кодоминировании у гетерозигот полностью проявляются оба аллельных гена.

Гены IВ (доминантный) и I0 (рецессивный), определяющие группу крови человека, взаимодействуют по типу полного доминирования. Доминантные гены IA и IВ взаимодействуют по типу кодоминирования. У человека с генотипом IAIB оба аллельных гена в полной мере выполняют свои функции, поэтому эритроциты содержат два антигена (А и В).

5. Какое явление называют множественным аллелизмом? Может ли у конкретного человека быть три разных аллеля, определяющих группу крови (по системе АВ0)? Почему?

Множественный аллелизм – явление существования гена более чем в двух аллельных формах. Например, для гена, определяющего группы крови человека, известно три аллельных формы: IA, IB и I0.

Соматические клетки человека имеют диплоидный (2n) набор хромосом. Поэтому у конкретного человека не может быть три разных аллеля, определяющих группу крови (их только два).

6. Что представляет собой анализирующее скрещивание? Как по результатам анализирующего скрещивания можно установить генотип особи, обладающей доминантным фенотипом?

Анализирующее скрещивание – скрещивание особи, имеющей доминантный фенотип (анализируемая особь), с гомозиготной рецессивной особью для выявления генотипа анализируемой особи.

Генотип анализируемой особи определяется по фенотипам полученного потомства. Если потомство, полученное при анализирующем скрещивании, является единообразным по доминантному признаку, то анализируемая особь является гомозиготной. Если же в потомстве наблюдается расщепление по тому или иному признаку, то анализируемый организм является гетерозиготным по данному признаку.

7. У Ивана и Марии четверо детей. Все они имеют разные группы крови: I, II, III и IV. Определите группы крови и генотипы Ивана и Марии.

Введём обозначения генов, укажем соответствующие признаки (не забывая о IV группе крови):

I0 – I группа крови;

IA – II группа крови;

IB – III группа крови;

IAIB – IV группа крови.

Установим генотипы родителей.

У Ивана и Марии есть ребёнок с IV группой крови (генотип IAIB). Один аллельный ген он унаследовал от матери, другой – от отца. Следовательно, один из родителей имеет ген IA, а другой – ген IB.

У данной родительской пары также есть ребёнок с первой группой крови (генотип I0I0). Значит, у каждого из родителей имеется ген I0.

Таким образом, один из родителей (например, Мария) имеет генотип IAI0 и II группу крови, а другой (например, Иван) – генотип IBI0 и III группу крови.

8. Окраска оперения у кур наследуется по типу неполного доминирования (черное оперение доминирует над белым, промежуточный признак — серое оперение). Серых кур скрестили с серыми петухами. Известно, что еще до оплодотворения погибает 70 % гамет, несущих рецессивный аллель, и 30 % гамет, несущих доминантный аллель. Определите процентное соотношение потомков со всеми возможными фенотипами.

Введём обозначения генов, укажем фенотип гетерозиготных особей:

А – чёрное оперение;

а – белое оперение;

Аа – пёстрое оперение.

Запишем скрещивание пёстрых кур с пёстрыми петухами:

В условии сказано, что погибает 30% гамет, несущих доминантный аллель (А). Значит, 70% этих гамет (или 0,7) оказываются жизнеспособными. Также погибает 70% гамет, несущих рецессивный аллель (а), следовательно, в оплодотворении участвует 30% (или 0,3) этих гамет.

Учитывая соотношение жизнеспособных гамет, можно рассчитать соотношение потомков с различными фенотипами. Это удобно делать, построив решётку Пеннета:

Таким образом, наблюдается следующее соотношение потомков: 49% с чёрным оперением, 42% – с пёстрым и 9% – с белым.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_11, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!