Раздел II
1. Какие исторические этапы можно выделить при изучении первого периода истории Новейшего времени? Дайте краткую характеристику каждого из этих этапов.
При изучении первого периода истории Новейшего времени можно выделить следующие исторические этапы:
1918-1923 гг.: послевоенный революционный подъем (революции в Турции, Египте, европейских странах), национально-освободительные движения в Азии, установление Версальско-Вашингтонской системы власти, развал Российской, Османской, Германской и Австро-Венгерской империй, образование СССР.
1924-1929 гг.: временная и частичная стабилизация капитализма, демократический кризис, возвышение тоталитарных, монархических, бюрократических диктатур, упадок политических систем США, Великобритании и Франции.
1929-1939 гг.: крушение капиталистической стабилизации, Великая депрессия в США, мировой экономический кризис, формирование фашистских режимов в Италии, Германии, Испании, Португалии, Японии.
1939-1945 гг.: обострение противоречий между крупнейшими державами мира, Вторая мировая война — самый крупный и разрушительный военный конфликт.
2. Начало ХХ в. для России было временем революционных потрясений. Какие задачи необходимо было решить в России? Были ли они решены в ходе революций? В чем особенность российских революций? Сравните их с революциями XIX в. в Европе.
В начале XX века в России необходимо было решить аграрный, рабочий и национальный вопросы. В ходе революций данные вопросы не были решены, а только обострились и требовали немедленного решения.
Особенность российских революций:
- ожесточенность народных восстаний, вызванная долгим накоплением недовольства;
- упадок правящего класса;
- инертность масс;
- теоретический максимализм революционной интеллигенции, склонной к утопическим решениям и лишенная политического опыта;
- стремление национальных земель к сепаратизму из-за насильственной русификации.
Причинами российских революций были нерешенные аграрный и рабочий вопросы, национальные противоречия, поражение в русско-японской и участие Первой мировой войнах. Революции в Европе XIX века имели отличные от России причины и цели: смена политического режима, получение демократических прав, провозглашение республик и получение конституций. Во многих странах Европы революции не привели к значительным переменам. А в России была создана Государственная дума, свергнуто самодержавие, установлена республика, а к власти пришли рабочие и крестьяне.
3. Какие уроки можно вынести из мирового экономического кризиса 1929— 1933 гг.? Может ли исторический опыт помочь в решении современных экономических проблем?
Уроки, которые можно вынести из мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.:
- экономическая модель, основанная на саморегуляции экономики неэффективна,
- рыночные механизмы не подходят для выхода из кризиса, для этого необходимо вмешательство государства в экономику;
- экономический кризис приводит к негативным социальным последствиям: падение производства и уровня жизни населения, социальные движения протеста, рост преступности;
- кризис может иметь положительные последствия: развитие собственного производства страны, принятие мер социальной поддержки со стороны государства.
Исторический опыт может помочь в решении современных экономических проблем. После мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. получило распространение кейнсианство — экономическое учение о конкретном механизме выхода из кризиса, в котором обоснована необходимость государственного регулирования экономического развития и перераспределения результатов производства. Используя данное учение, в настоящее время можно применять антикризисные и антиинфляционные программы для решения экономических проблем.
4. Представьте, что вам надо подготовить выставку о Второй мировой войне. Какое название вы бы ей дали, какие события отразили, какие материалы представили?
«Труженики Победы» — выставка о трудовом подвиге в тылу. Можно подготовить выставку рисунков, иллюстраций и фотографий о тружениках тыла. Представить архивные документы и письма, которые бы отразили работу в тылу, а также награды тружеников тыла. Можно представить истории о героях, выставить их личные вещи, фото, медали. В экспозицию выставки можно включить инструменты и рабочую одежду сталеваров времен Второй мировой войны, газетные вырезки, плакаты и снимки тех времен, чтобы гости осознали в каких условиях работали труженики тыла.
5. Составьте топ-10 исторических личностей межвоенного периода. Объясните свой выбор. Какую роль сыграли эти люди в истории? Что влияет на оценку деятельности исторической личности?
Топ-10 исторических личностей межвоенного периода:
Владимир Ленин — основной идеолог революции и свержения самодержавия в России, организатор партии большевиков, которая смогла прийти к власти за короткий срок и полностью изменить Россию. Российское государство благодаря Ленину превратилась из империи в социалистическое государство.
Адольф Гитлер — основатель тоталитарной диктатуры нацистской Германии. Он развязал Вторую Мировую войну с целью захвата ресурсов для Германии, уничтожения целых народов и всех инакомыслящих.
Иосиф Сталин — государственный деятель СССР, под руководством которого Советский Союз победил фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне. При нем страна стала развитой индустриальной державой.
Мустафа Кемаль Ататюрк — первый президент Турецкой Республики, который превратил ослабевшую и разваливавшуюся на части Османскую империю в прогрессивное государство, которое заняло лидирующие позиции на Ближнем Востоке.
Уинстон Черчилль — премьер-министр Англии, сыгравший большую роль в британской истории и оказавший значительную роль в победе над фашистской Германией.
Альберт Эйнштейн — основатель современной физики, создатель теории относительности. Ученый изменил взгляды человечества на пространство, время, массу и энергию.
Луи Жан и Огюст Люмьер— основатели кинематографа.
Орвил и Уилбур Райт — первые в мире авиаторы, изобретатели, инженеры и новаторы.
Умльям Бэтсон — знаменитый ученый-биолог, основатель генетики.
Генри Форд — изобретатель, автор 161 патентов в США, основатель компании «Ford Motor Company», которая существует по настоящее время. Он впервые стал использовать промышленный конвейер для проточного производства автомобилей.
На оценку деятельности исторической личности влияют результаты ее деятельности, которые оказали влияние на ход и исход крупных исторических событий, а также вклад этой личности в историю своей страны и мира.
6. Как сохраняется память о Великой Отечественной войне в вашей семье, в вашем населенном пункте, в нашей стране? Почему в некоторых странах предпринимаются попытки пересмотреть итоги войны?
Память о Великой Отечественной войне сохраняется в каждой семье. Старшее поколение рассказывает молодому о родственниках-участниках войны, показывают фото и сохранившиеся письма с фронта, совместно смотрят фильмы о героях и событиях Великой Отечественной войны. В школах проводят уроки Мужества, классные часы с приглашением ветеранов, показывают документальные фильмы о войне. Практически в каждом населенном пункте есть памятники соотечественникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, горит Вечный огонь, построена Аллея славы, в библиотеках организуются выставки писателей и художников о военных событиях 1941-1945 гг. В некоторых городах есть музеи, посвященные данной тематике. В странах проводятся различные акции: «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», празднуется День Победы.
В некоторых странах предпринимаются попытки пересмотреть итоги войны. Победа советских народов в Великой Отечественной войне является символом могущества общего прошлого Отечества союзных республик (СССР), единения людей разных национальностей, социальных и возрастных групп. Она служит напоминанием об огромном духовном потенциале, которым обладает Россия и братские ей православные народы. Осознание этого обстоятельства заставляет современных фальсификаторов истории предпринимать попытки переписать итоги Второй мировой войны. Многим историкам в Европе и США не нравится, что именно СССР внес решающий вклад в победу над нацистской Германией, что не англо-американские войска, что именно Советская Армия овладела Берлином и вынудила капитулировать гитлеровский рейх. Цель фальсификаторов: чем меньше будет сказано о победах СССР в войне против фашизма, тем меньше молодежи будет знать о заслугах советского народа во Второй мировой войне.
7. Наиболее заметными течениями в модернизме принято считать фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм. Как модернизм отразил изменения, происходившие в мире? Подберите примеры художественных произведений, выполненных в этих стилях. Какое впечатление они на вас производят?
Модернизм отражал новый индустриальный мир: урбанизацию, новые технологии, войны. Художники-модернисты ощущали пустоту, чувство тревоги, поэтому они искали спасение в разрушении существующих устоев и традиций, навязанных классическими формами искусства.
Примеры художественных произведений:
- фовизм: А. Матисс «Танец», «Красная комната; Ж. Брак «Оливковое дерево близ Эстака»;
- экспрессионизм: М. Бекман «Отплытие», «Птичий ад»; Э. Кирхнер «Женский профиль и подсолнухи»;
- кубизм: Ж. Брак «Мандора», «Блюдо с фруктами»; П. Пикассо «Авиньонские девицы»;
- футуризм: Д. Балла «Уличный свет»; Л. Руссоло «Музыка», «Плотность тумана»;
- дадаизм: М. Эрнст «Избиение младенцев», «Непонятные фигуры»; М. Дюшан «Фонтан»;
- сюрреализм: С. Дали «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения; Р. Магритт «Избирательные сходства».
Художественные произведения, выполненные в этих стилях, производят неоднозначное впечатление. В них используются отличные от классических художественные методы изображения окружающего мира. Некоторые произведения не понятны человеку, производят отталкивающее впечатление. Произведения модернистов как бы говорят: мир уродлив, и бессмысленно что-либо менять в нем.
8. Напишите эссе на одну из тем: «Революции в России: неизбежность или трагическая случайность?», «Февральская и Октябрьская революции: 100 лет спустя», «Уроки Великой депрессии».
Эссе на тему: «Революции в России: неизбежность или трагическая случайность?»
К началу XX века в Российской империи сложилась революционная ситуация — ситуация, при которой возможна революция. Для того чтобы революционная ситуация переросла в революцию, необходимо наличие объективных и субъективных факторов. В начале XX столетия данные факторы присутствовали в России. К объективным факторам относят противоречия в обществе, ухудшение положения народа, недовольство политикой правительства. Так как император Николай II так и не решил острые аграрный, рабочий и национальный вопросы, поэтому население Российской империи были недовольны руководителем государства. К субъективным факторам относят наличие класса, партии и готовность народных масс к революции. В начале XX века появился новый класс — пролетариат (рабочий класс), который и стал движущей силой революций в России. На рубеже XIX-XX веков в стране началось создание политических партий: социал-демократическая партия, партия эсеров, которые активно пропагандировали пути решения аграрного и рабочего вопросов.
Таким образом, в России сложились объективные и субъективные факторы, которые привели к революционной ситуации. Следовательно, революции в России являются закономерным процессом, который был неизбежен.
9. Приведите примеры произведений художественной литературы и игрового кино, в которых отражены исторические события первой половины ХХ в.
Примеры произведений художественной литературы и игрового кино, в которых отражены исторические события первой половины ХХ в.:
- роман «Белая гвардия» Михаила Афанасьевича Булгакова (о гражданской войне в России 1918-1922 гг.);
- роман-эпопея «Тихий дон» Михаила Александровича Шолохова (о Первой мировой войне, Революции 1917 года и Гражданской войне в России);
- роман "Гибель гигантов" Кена Фоллетта (описывается канун Первой мировой войны, военное и послевоенное время);
- трилогия «Живые и мертвые» Константина Михайловича Симонова (о Великой Отечественной войне);
- фильмы «Броненосец Потемкин» (1925 г.) и «Октябрь» (1927 г.) Сергея Михайловича Эйзенштейна (о революциях в России);
- фильм «Новые времена» (1936) Чарльза Спенсера Чаплина (показаны недостатки капитализма — безработица, превращение рабочего в придаток машины, репрессии полиции).
10. Какая задача в области национальной политики была поставлена на съезде? Какое название получила эта политика? Насколько последовательно она проводилась?
На ХІІ съезде РКП(б) в 1923 году в области национальной политики была поставлена задача: обеспечить равенство прав и обязанностей отдельных республик. Эта политика получила название: политика ускоренного развития бывших национальных окраин во всех союзных республиках. Она проводилась целенаправленно и последовательно. Республикам были предоставлены широкие бюджетные права, представители национальных республик привлекались к участию в работе высших органов государственного управления СССР, были изданы специальные законы, которые карали нарушителей национальных прав. Согласно первой Конституции СССР, принятой в 1924 году, верховную власть в стране осуществлял ЦИК СССР, который состоял из Совета Союза и Совета национальностей.