§ 17. Утверждение антидемократических режимов в Европе

1. Сравните приход к власти фашистов в Италии и нацистов в Германии. Какие общие условия этому способствовали?

В Италии и Германии фашисты пришли к власти легальным путем. В Италии король Виктор Эммануил III поручил Муссолини, основателю фашизма, сформировать новый кабинет. Поэтому итальянские фашисты пришли к власти при поддержке правительства страны. В Германии президент П. фон Гинденбург назначил рейхсканцлером Гитлера, главу Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП). НСДАП через два месяца победила на парламентских выборах. Этому способствовали активизация националистических и милитаристских идей, распространение социал-дарвинизма, экономический и политический кризис в обеих странах.

2. На какие социальные слои опирались фашисты в Италии и нацисты в Германии? В чем кроется причина популярности этих партий?

Фашисты в Италии опирались на предпринимателей и рабочих, нацисты в Германии — на пролетариат (рабочий класс).

Причина популярности этих партий кроется в нерешительности и непоследовательности политики правительств Италии и Германии.

3. Сравните итальянский фашизм и германский нацизм по следующему плану: а) время зарождения; б) основоположники; в) особенности идеологии; г) отношение к личности, обществу и государству; д) экономическая и политическая практика; е) средства достижения целей. Сделайте выводы. Дайте оценку этим политическим режимам.

Итальянский фашизм:

а) время зарождения: 1919 г.
б) основоположники: Б. Муссолини
в) особенности идеологии: национализм, милитаризм, антикоммунизм, корпоративизм;
г) отношение к личности, обществу и государству: полный контроль всех сфер общества;
д) экономическая и политическая практика: отмена выборов, парламент превращен в совещательный орган, запрет оппозиционных партий, защита собственности;
е) средства достижения целей: установление твердого порядка и диктатуры.

Германский нацизм:

а) время зарождения: 1919 г.
б) основоположники: А. Гитлер
в) особенности идеологии: национализм, непринятие либерализма и коммунизма, ксенофобия (враждебность, нетерпимость), милитаризм, расизм, геноцид;
г) отношение к личности, обществу и государству: стремление государства подчинить все сферы жизни людей;
д) экономическая и политическая практика: усиление репрессивного аппарата, однопартийная система, тотальный контроль над прессой и государственными структурами;
е) средства достижения целей: репрессии, насилие.

Фашистская система господства в Германии и Италии опиралась на насилие и веру масс в фашистскую идеологию и фашистского лидера. Она отличалась агрессивностью, наступательным характером, нетерпимостью к инакомыслию. Фашистская идеология основывалась на преобладании ведущей идеи: в Германии — идея расового превосходства немцев, в Италии — идея нации. Ее целью было превращение общества в единый военизированный лагерь. Итальянский фашизм и германский нацизм сложились благодаря экономическим проблемам, политической нестабильности, этническим и религиозным конфликтам. Фашистская система в Германии и Италии привела к новой мировой войне.

4. Охарактеризуйте авторитарный политический режим. Существуют ли авторитарные режимы в наше время? Приведите примеры.

Авторитарный политический режим — недемократический политический режим, который основан на сильной централизованной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых демократических прав и свобод. Ему свойственны командный стиль управления, монополизация власти, нерегулярные или фальсифицированные выборы, слабая политическая информированность масс. Правление в государстве осуществляется на силовой основе.

Авторитарные режимы существуют и в наше время. Примеры: Иран, Саудовская Аравия, Мексика.

5. С чем связано усиление тоталитарных и авторитарных тенденций в странах Центральной и Южной Европы в межвоенный период?

Усиление тоталитарных и авторитарных тенденций в странах Центральной и Южной Европы в межвоенный период связано с политическим и экономическим кризисом в этих государствах.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_11, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!