§ 14. Россия в 1917 г.: Февральская и Октябрьская революции
1. Определите значение понятия «революция». Как вы считаете, революция — это «локомотив» истории или катастрофа?
Революция — радикальное изменение в развитии общества. Она качественно обновляет и усовершенствует все сферы жизни человека. Это скачок в развитии человечества.
Революция — это «локомотив» истории. Революция переводит общество на новый этап. Например, научно-техническая революция произвела скачок в развитии производительных сил, а в результате неолитической революции произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству. А Октябрьская революция 1917 года вывела отсталую Россию в одну из развитых стран мира.
2. Сравните революцию 1905—1907 гг. с революциями 1917 г. Оформите свой ответ в виде таблицы.
Критерии для сравнения | Революция 1905—1907 гг. |
Февральская революция 1917 г |
Октябрьская революция 1917 г. |
Хронологические рамки | январь 1905-июнь 1907 гг. | 23 февраля-3 марта 1917 г. | 24-26 октября 1917 г. |
Характер | буржуазно-демократический | буржуазно-демократический | социалистическая |
Основные причины | нерешенные аграрный и рабочий вопросы, национальные противоречия, поражение в русско-японской войне | аграрный вопрос (нищета и малоземелье крестьян), недовольство правительством и царской властью, отсутствие рабочего законодательства, поражения в Первой мировой войне | нерешенность аграрного вопроса, обострение рабочего и национального вопросов, продолжение войны |
Движущие силы | рабочий класс, крестьяне, либеральная буржуазия, часть интеллигенции, некоторые части армии и флота | интеллигенция, мелкая буржуазия, рабочий класс, крестьяне, отдельные части армии | рабочие и крестьяне |
Основные результаты | создание Государственной думы, провозглашение некоторых прав и свобод | установление республики в России | победа большевиков, приход к власти рабочих и крестьян |
3. Как вы думаете, почему большевики сумели осуществить Октябрьскую революцию? Почему это событие описывают и оценивают разные люди совершенно по-разному?
К 1917 году накопилось много нерешенных вопросов: аграрный, рабочий, национальный. Россия несла огромные потери в империалистической Первой мировой войне. А большевики предлагали демократические права, равенство граждан, всеобщее благоденствие в самые ближайшие сроки. Фабрики, по их мнению, должны принадлежать рабочим, земля — крестьянам, а также предлагали завершить войну. Поэтому большевики и сумели осуществить Октябрьскую революцию.
Это событие совершенно по-разному описывают и оценивают разные люди. Одни считают, что она открыла новый этап в развитии России: она стала республикой, превратилась в развитое государство, вся собственность принадлежала населению страны, а народы получили равные права и возможности. Другие были недовольны приходом к власти большевиков, которые при захвате власти применяли обман, расправы и террор. Помещики и буржуазия лишились своих земель и заводов. Эти противоречия привели к Гражданской войне в России.
4. Подготовьте презентацию «Октябрьская революция в лицах».
Презентация «Октябрьская революция в лицах»:
Владимир Ильич Ленин — революционер, создатель Российской социал-демократической рабочей партии, руководитель Октябрьской революции 1917 года, создатель первого в мире социалистического государства.
Лев Давидович Троцкий — российский революционер, активный участник социалистического и коммунистического движения в мире, один из организаторов Октябрьской революции в России, основатель и идеолог одного из течений марксизма — троцкизма.
Яков Михайлович Свердлов — российский революционер, один из организаторов Октябрьской революции 1917 года, советский государственный и политический деятель.
Иосиф Виссарионович Сталин — один из главных организаторов Октябрьской революции, советский государственный и партийный деятель, руководитель СССР с 1924 по 1953 годы, генералиссимус Советского Союза.
5. Составьте исторический портрет Николая II. Обратите внимание на его личные качества, охарактеризуйте как государственного деятеля. В чем трагедия этого человека?
Николай II (Николай Александрович Романов — 1868-1918 гг.) родился в семье императора Александра III. Воспитание и образование получил на традиционной религиозной основе под личным руководством своего отца. Преподавали науки будущему императору выдающиеся русские ученые: К.П. Победоносцев, Н.Н. Обручев, М.И. Драгомировым. Большое внимание уделялось военной подготовке. Николай II взошел на престол в 1894 году после смерти отца. Его правление ознаменовано экономическим развитием Российской империи, революциями 1905-1907 и 1917 годов. Проводилась активная внешняя политика: участие России в военных блоках европейских держав, в неудачной русско-японской и Первой мировой войнах. Николай II отрекся от престола в ходе Февральской революции 1917 года, затем находился в ссылке вместе с семьей. В июле 1918 году был расстрелян большевиками.
Трагедия Николая II заключается в том, что к моменту прихода его к власти в России накопились за несколько столетий социально-экономические противоречия, которые ему необходимо было решить. Император не мог это сделать, поэтому преобразования в стране произошли путем революций, а сама семья Николая II была расстреляна большевиками. Это было преступление, так как были убиты невинные люди.
6. Определите значение Февральской и Октябрьской революций для последующего развития России. Какое влияние эти революции оказали на ход мировой истории? В чем достоинства и недостатки «революционных» и «эволюционных» преобразований общества?
Февральская и Октябрьская революции сыграли огромное значение для последующего развития России. Они положили начало радикальному, социалистическому переустройству российского общества. В государстве были провозглашены демократические и политические свободы. Из полуфеодальной отсталой страны Россия превратилась в одного из лидеров индустриального мира.
Эти революции оказали влияние на ход мировой истории. Под их влиянием во многих европейских странах началось социалистическое и коммунистическое движение. Был дан толчок к крушению колониальной системы мира, так как революции оказали влияние на национально-освободительные движения.
«Революционные» преобразования общества: достоинства — затрагивают все сферы общественной жизни, качественно изменяют общество; недостаток — проводятся насильственными методами.
«Эволюционные» преобразования общества: достоинство — постепенные изменения; недостатки — растянуты по времени и проводятся долго.