Тема 4
1. Охарактеризуйте основные геоэкологические особенности биосферы и объясните ее значение для жизни людей.
Биота играет важную роль во всех глобальных природных круговоротах. Процесс фотосинтеза обеспечивает образование первичной биологической продукции, без которой невозможно развитие сельского и рыбного хозяйства, лесоводства и др.
2. Назовите две наиболее серьезные геоэкологические проблемы биосферы и объясните их значение.
1. Снижение роли биосферы в поддержании стабильного состояния географической оболочки.
2. Значительное изъятие и разрушение человеком возобновляемых биологических ресурсов.
3. Объясните, как изменились ландшафты суши в результате хозяйственной деятельности человека.
40 из 96 зональных типов ландшафтов исчезли или были коренным образом преобразованы. Всего около 60% территории мира преобразовано человеком. На 20-30% площади суши человек изменил ландшафты практически полностью.
4. Используя материал §12 учебного пособия, определите:
а)
Доля земель, занятых под гражданскую, промышленную и транспортную застройку, наиболее велика в Европе, доля пастбищ — в Австралии, распаханных земель — в Северной Америке 15%, в Европе — 27%.
б)
Изменение климата, появление карьеров, шахт, отвалов, гражданская, промышленная, транспортная застройка.
5. Заполните таблицу, используя материал §12-13 учебного пособия и дополнительные источники информации. Ответьте на вопросы.
Факторы | Примеры факторов | Геоэкологические последствия |
Деградация земель и почв | ||
Природные | Климатические условия, атмосферные переносы солей, пыли и песка, дефляция, эрозия почв | Загрязнение поверхностных слоев почвы |
Антропогенные | Перевыпас скота, техногенное загрязнение, сведение лесов, нерациональное ведение сельского хозяйства | Эрозия почв (промышленная, военная, пастбищная), вторичное засоление почв, заболачивание |
Опустынивание | ||
Природные | Уменьшение количества осадков, усиление испарения | Сокращение количества и разнообразия видов растений и животных |
Антропогенные | Перевыпас скота, вырубка лесов, чрезмерная культивация | Снижение устойчивости к изменению климата |
Обезлесение | ||
Природные | Лесные пожары, извержение вулканов, наводнения, оползни | Уменьшение поглощения углекислого газа растительностью |
Антропогенные | Неконтролируемая вырубка, сжигание лесов для использования земель в с/х | Снижение первичной биологической продукции и биоразнообразия |
а)
Защита почв от водной и ветровой эрозии, рекультивация нарушенных земель, снижение чрезмерных рекреационнных, технических и других антропогенных нагрузок на земли.
б)
Проведение комплексных мелиоративных мероприятий, защитное лесоразведение, борьба с эрозией почв, рекультивация нарушенных земель, охрана биоразнообразия.
в)
Ведение борьбы с вредителями и болезнями лесов, осуществление равномерного лесопользования, увеличение посадок новых лесов, создание новых особо охраняемых территорий.
6. На основе анализа схемы определите основные экологические последствия вырубки лесов на Земле.
Изименение микроклимата: уменьшение количества влаги, уменьшение ветров. В результате почвы высыхают, верхний плодородный слой развевается, видовой состав флоры и фауны обедняется. Территория подвергается опустыниванию.
7. Ответьте на вопросы.
а)
Сокращение площади лесов (например, во Франции леса изначально покрывали около 80% территории, к концу XX в. их площадь сократилась до 14%.
б)
Это приводит к снижению запасов древесины, в том числе для промышленного использования.
в)
Создание заповедников и других охраняемых территорий, лесовосстановление, ужесточение наказания за самовольную вырубку деревьев.
8. Заполните таблицу, используя материал §14 учебного пособия.
Свойства биоты | Роль свойства в биосфере |
Способность быстро занимать и осваивать свободное пространство | Примером могут служить растения. Площадь листьев растений, произрастающих на 1 га, составляет 8-10 га и более |
Движение не только пассивное (как у неживых объектов), но и активное (против течения, ветра, силы тяжести и т. п.) | Поворот листьев, цветков, побегов в сторону источника света или рост корня в глубь почвы |
Устойчивость при жизни и быстрое разложение после смерти с включением разложенного вещества в биологический круговорот | Нехватка кислорода в воздухе приводит к учащению пульса, увеличению количества гемоглобина в крови, а раздражение холодным воздухом кожи приводит к увеличению процессов термопродукции |
Высокая приспособляемость (адаптация) к разнообразным условиям окружающей среды | Благодаря этому свойству живые организмы осваивают почвенную, водную и наземно-воздушную среды |
Очень высокая скорость протекания реакций — в сотни и тысячи раз больше, чем в неживом веществе | Колибри ежедневно потребляет количество нектара, в 2 раза превышающее массу ее тела, а землеройки съедают в день 10-15% от своей массы |
Высокая скорость обновления: в среднем для биосферы она составляет 8 лет | В результате высокой скорости обновления живого вещества за всю историю существования жизни его общая масса примерно в 12 раз превышает массу Земли |
9. Приведите примеры и объясните, какое значение для хозяйственной деятельности человека имеют:
а) растительность: обеспечивает людей питанием, служит источником волокна, строительного материала, энергии, лекарств. Выполняет лечебно-оздоровительные и эстетические функции.
б) животные: охота, морской промысел и рыболовство служат источником пополнения белковой пищи, обеспечивают сырьем меховую, кожевенную, парфюмерную промышленность.
10. Назовите и объясните главные причины современного снижения биологического разнообразия:
а) Быстрый рост населения и экономического развития, значительно изменяющие условия жизни всех организмов и экологических систем Земли.
б) Увеличение миграции людей, рост международной торговли и туризма.
в) Усиление загрязнения воздуха, природных вод и почвы.
г) Нерациональное использование природных ресурсов.
д) Отсутствие понимания важности биологического разнообразия и последствий его потери.
11. Расположите в порядке убывания значимости основные причины, влияющие на масштабы исчезновения видов животных за последние 400 лет.
2 | 1 | 3 | 4 |
12. Заполните таблицу, используя дополнительные источники информации.
Вид ООПТ | Цель создания и основные задачи | Примеры ООПТ |
Заповедник | Сохранение в естественном состоянии природного комплекса. Проводятся научные исследования | Березинский биосферный, Полесский радиационно-экологический, парк "Лосиный остров" |
Национальный парк | Охрана окружающей среды, где ограничена деятельность человека | Беловежская пуща, Нарочанский, Браславские озера, Припятский, Йеллоустон |
Памятник природы | Сохранение его как уникального природного объекта, имеющего природоохранное, рекреационное значение | Ивьевский родник, Шведская гора, озеро Хотомля, Южный Байкал, река Мзымта |
Управляемый природный резерват | Особая охрана одного вида или группы видов | Резерват Канха, Астраханский, Баргузинский, Кавказский |
Охраняемые ландшафты и морские природные комплексы | Сохранение отдельных природных феноменов и объектов культурного наследия | Большой Барьерный риф, заповедник островов Фенике, морской памятник Папаханаумокуакеа |
Ресурсный резерват | Предотвращение неконтролируемого использования и истощения природных ресурсов территории | Кэниэдэ, Куропаточья, Таймылырский, Белоглинка, Полярис-Эко |
Антропологический резерват | Сохранение традиционного образа жизни коренного населения | Индейские резервации в США |
Территория многоцелевого использования природных ресурсов | Создается для осуществления хоз. деятельности и ориентирована на использование природных ресурсов |
13. Заполните таблицу, используя дополнительные источники информации.
Материк | Животные | Растения | ||
исчезнувшие | исчезающие | исчезнувшие | исчезающие | |
Евразия | Сардинская пищуха, Тур, Туранский тигр | Ирбис, азиатский лев, дальневосточный леопард | Гроздовник ланцетный, гладиолус болотный | Сальвиния плавающая, лилия кудреватая |
Африка | Черный носорог, квагга, атласский медведь | Речная горилла, африканская дикая собака | Сильфий, глоссоптерис | Медузагина супротивнолистная |
Северная Америка | Каролинский попугай, западная лошадь | Калифорнийский кондор, рыжий волк | Дерево Франклина | Маммиллярия Эрреры, гудзония горная |
Южная Америка | Гигантские ленивцы, саблезубые кошки | Южноандский олень, олень пуду | Сандаловое дерево Чили, дерево Торомиро | Заячье дерево |
Австралия | Моа, сумчатый волк, смеющаяся сова | Австралийская ехидна, намбат | Стреблориза прекрасная, акация цариана | Ризантелла Гарднера |
14. Разгадайте кроссворд "Геоэкологические проблемы гидросферы и биосферы".