Тема 3
1. Землю по ее внутреннему строению иногда сравнивают с куриным яйцом. Что хотят показать этим сравнением?
Скорлупа у яйца — земная кора, белок — мантия, а желток — это ядро Земли.
2. Расставьте в логической последовательности понятия: мантия, земная кора, ядро Земли. Для выполнения задания используйте материал учебного пособия (§9).
Ядро Земли — мантия — земная кора
3. Подтвердите или опровергните утверждение: "Толщина земной коры под океанами больше, чем под материками". Для выполнения задания используйте материал учебного пособия (§9).
Данное утверждение неверно, т.к. толщина океанической коры — 5-10 км, а материковой коры — 30-40 км, под горами — до 70-80 км.
4. Заполните таблицу, используя материал учебного пособия (§9).
Характеристика | Земная кора | Мантия | Ядро |
Мощность | На равнинах — 30-40 км, под горами — 70-80 км, под океанами — 5-10 км | Около 2900 км | 1300-2200 км |
Температура | С глубины 20-30 км возрастает на 3°C каждые 100 м | + 2000-2500°C | + 5000-6000°C |
Состояние вещества | Твердое | Нижняя мантия — твердое состояние, верхняя — вязкое, пластичное | Внутреннее ядро —твердое состояние, наружное — расплавленное |
5. Дополните схему, используя уже имеющиеся знания.
Строение земной коры
1. Осадочный слой
2. Гранитный слой
3. Базальтовый слой
4. Мантия
В океанической земной коре только два слоя: осадочный и базальтовый; гранитный слой отсутствует.
6. Вычислите, чему равна температура воздуха в шахте, если в среднем на 100 м глубины температура в земной коре повышается на 3°C.
Глубина шахты | Температура у поверхности Земли | Ответ |
200 м | +20°C | +26°C |
600 м | +4°C | +22°C |
1000 м | +10°C | +40°C |
1500 м | -19°C | +26°C |
7. Как вы думаете, почему мантию называют основной частью Земли?
Под мантией находится ядро, в котором постоянно происходят активные процессы. Это оказывает влияние на мантию, а она воздействует на земную кору, что является причиной землетрясений, извержений вулканов и образования гор.
8. Дополните схему, пользуясь картой "Строение земной коры".
9. Используя материал учебного пособия (§9), установите, как изменяется сила землетрясения по мере удаления от эпицентра.
Наибольшая сила землетрясения — вокруг эпицентра. Чем дальше от эпицентра, тем меньше сила землетрясения.
10. Проанализируйте материал учебного пособия (§ 9) и приведите примеры, которые доказывают, что вулканизм изменяет:
а) изменяется состав воздуха в результате больших выбросов газов
б) в результате извержения вулкана поражаются большие участки растительности, происходит полное поражение фауны, сильное запыление воздуха
в) извержение Везувия погубило древнеримские города Помпеи и Геркуланум с десятками тысяч жителей
11. Отметьте знаком "+" правильные ответы.
а)
+ расплавленная огненная масса, насыщенная водяным паром и газами.
б)
+ жерло.
в)
+ чашевидное или лейкообразное углубление на вершине или склоне вулкана.
г)
+ огромных лавовых покровов.
д)
+ образовании горных пород и минералов.
12. Известно, что землетрясения оценивают и классифицируют по силе в баллах. Напишите, к каким последствиям приводят землетрясения разной силы.
Сила в баллах | Возможные последствия |
1—2 | Землетрясение не ощущается. |
3—4 | Раскачиваются висячие предметы, открытые двери, колеблется жидкость. |
5—6 | Сдвигается легкая мебель, падает посуда, животные выбегают из укрытия. |
7—8 | Мебель сдвигается и опрокидывается, образуются трещины в стенах. |
9—10 | Разрушаются здания; трещины в грунте до 1 м шириной; обвалы, оползни. |
11—12 | Происходит изменение рельефа местности, изменяются русла рек. |
13. Прочитайте описание землетрясения. Найдите и подчеркните ошибки, объясните их.
...Я была свидетелем землетрясений силой 4—5 баллов. Эпицентр находился на глубине 10 км, а на поверхности образовалась трещина шириной до 1 м. Обвалы, разрушилось большинство зданий. Повсюду слышался гул, на обломках можно было встретить домашних кошек. Деревья лежали с вывернутыми из земли корнями...
1) На глубине 10 км может находиться очаг землетрясения. Эпицентр — участок земной поверхности над очагом.
2) Трещины до 1 м шириной образуются при силе в 9—10 баллов.
3) Обвалы и разрушение зданий — от 9 баллов и более.
4) Накануне землетрясений кошки могут уходить из города.
5) Это характерно для очень сильных землетрясений.
14. Заполните таблицу, использую карты атласа (с. 12—13).
Название вулкана | На каком материке находится | Абсолютная высота | Действующий или потухший |
Везувий | Евразия | 1281 м | Действующий |
Килиманджаро | Африка | 5881 м | Потухший |
Этна | Евразия | 3295 м | Действующий |
Орисаба | Северная Америка | 5610 м | Действующий |
Котопахи | Южная Америка | 5897 м | Действующий |
15. По каким признакам можно установить, что гора — потухший вулкан — раньше была действующим вулканом?
а) Округлая впадина — кратер
б) Склоны покрыты застывшей лавой
в) У подножия могут находиться горячие минеральные источники
16. Докажите, что вулканизм и землетрясения взаимосвязаны.
Вулканизм и землетрясения приурочены к подвижным областям Земли — зонам взаимодействия литосферных плит.
17. Используя материал учебного пособия (§ 10), приведите примеры, которые раскрывают механизм:
а) породы растрескиваются благодаря расширению воды при замерзании
б) известняк, гипс, соли растворяются при взаимодействии с водой
в) горные породы разрушаются растущими корнями деревьев, при рытье нор животными
18. Отметьте знаком "+" правильные ответы.
а)
+ воздействия на горные породы воды, которая, замерзая, давит на стенки трещин.
б)
+ химическое выветривание.
в)
+ при участии организмов.
19. В Карелии (Россия) часто встречаются "гнилые" камни (валуны). Если ударить по такому камню палкой, то он рассыплется, превратится в красную труху.
Камень "сгнил" под влиянием лишайников, которые на нем поселились. Эти растения выделяют вещества, разъедающие даже такие горные породы, как гранит.
20. Заполните таблицу, используя материал учебного пособия (§ 11).
Классификация горных пород по происхождению
Виды пород | Условия их образования | Примеры |
Магматические | Возникают при застывании магмы в недрах Земли или вблизи ее поверхности | Гранит, базальт, пемза |
Осадочные | Образуются путем накопления и уплотнения продуктов выветривания, органических остатков и за счет осаждения солей в водоемах | Песок, доломит, мел, нефть, торф, глина, гравий |
Метаморфические | В результате изменения физико-химических улсовий среды | Мрамор, гнейс, кварцит |
21. Возьмите из коллекции горных пород по два образца различного происхождения. Запишите в таблицу их основные характеристики.
Свойства горных пород
Свойство | Магматические | Осадочные | Метаморфические |
Строение | Зернистая; стакловатая структура | Разного размера обломки горных пород | Кристаллическая структура |
Твердость | Твердая | Средней твердости | Твердая |
Плотность | Средняя | Легкая | Легкая |
Цвет | Темно-зеленый — черный | Белый (светло-серый) | Зеленый, серый, бурый до черного |
Отличительные признаки магматических пород: массивная, полосчатая, пятнистая текстуры
Отличительные признаки осадочных пород: пористость, слоистая текстура, состав осадка, структура (обломочная, кристаллическая и др.)
Отличительные признаки метаморфических пород: кристаллическая структура, текстурные особенности (сланцеватая, волокнистая и др.)
22. Творческое задание. Используя дополнительные источники информации, составьте схему "Использование и охрана недр Земли".
Рекультивация | |
на месте карьеров | |
создают искусственные водоемы | насыпают почву |
используются для рыборазведения и как места отдыха | высаживают деревья, засевают травы, выращивают сельскохозяйственные культуры |
23. Породы магматического происхождения подчеркните одной линией, метаморфического — двумя, осадочные — волнистой линией.
Одной линией: базальт, гранит, пемза.
Двумя: гнейс, кварцит, мрамор.
Волнистой линией: глина, известняк, каменная соль, каменный уголь, нефть, песок, торф.
24. Дополните схему.
25. Используя материал учебного пособия (§ 9), приведите доказательства того, что на формирование рельефа оказывают влияние следующие силы:
а) образуются низменности, возвышенности, расширяются границы морей
б) вулканы заметно изменяют поверхность материков, но еще в большей степени — океанического дна. Много вулканических островов в Океании
в) образуются трещины, смещаются блоки земной коры по трещинам в вертикальном и горизонтальном направлениях
26. Опишите одну из стран по предложенному плану.
Название: Анды
Географическое положение: окаймляют с севера и запада всю Южную Америку
Направленность хребтов: с севера на юг
Протяженность: 9000 км (от Карибского моря до Огненной Земли)
Преобладающие высоты: 4000 м
Максимальная высота, координаты точки: г. Аконкагуа (6961 м), 32°39′ ю.ш. 70°01′ з.д.
27. Проанализируйте материал учебного пособия (§ 12) и физическую карту полушарий атласа. Выпишите по два названия:
а) Великая Китайская равнина, Западно-Сибирская равнина
б) Восточно-Европейская равнина, Центральные равнины
в) Амазонская, Лаплатская
г) Лаврентийская, Среднерусская
д) Бразильское, Западно-Австралийское
28. Определите протяженность Восточно-Европейской равнины:
а) 2220 км
б) 1793 км
29. Используя физическую карту полушарий атласа (с. 8—9), опишите одну из равнин по предложенному плану.
Название: Западно-Сибирская равнина
Географическое положение: расположена на севере Азии от Уральских гор на западе до Среднесибирского плоскогорья на востоке
Наибольшая протяженность с севера на юг: 2500 км
Наибольшая протяженность с запада на восток: 1900 км
Наибольшая и наименьшая абсолютные высоты: 317 м; 50 м
Тип равнины по абсолютной высоте: Низменность
Тип равнины по характеру поверхности: Плоская
30. Можно ли утверждать, что конечная стадия развития любых гор — равнина? Ответ обоснуйте.
Да, т. к. конечная их стадия — практически разрушенные горы, превратившиеся в "почти равнину". Эта последняя стадия называется пенеплен.
31. Почему изучение рельефа дна Мирового океана началось позже изучения рельефа материков?
Для изучения рельефа дна Мирового океана требовалось изобретение специального прибора.
32. Решите задачу.
1500м/с × 7 / 2 = 5250 м
33. Разгадайте кроссворд.