Тема 3

1. Обоснуйте роль гидросферы в:

а) географической оболочке: глобальный круговорот воды служит основой единства географической оболочки и обеспечивает всемирный обмен веществом и энергией; вода гидросферы осуществляет эрозию и денудацию горных пород, перенос и отложение продуктов их разрушения; дождевая вода и снег очищают воздух.

б) жизнедеятельности человека: личная гигиена, водные оздоровительные процедуры, купание, водный туризм, отдых на берегу рек и водоемов благоприятно действуют на психику и физическое здоровье человека. Вода используется в энергетике, при орошении с/х угодий, для промышленного и коммунально-бытового водоснабжения.

2. Определите, какие природные и антропогенные факторы влияют на региональные особенности водообеспеченности стран мира.

Природные факторы: ландшафтно-бассейновая структура (специфика образования водотоков, особенности использования и управления водными ресурсами).

Антропогенные факторы: заселенность территории, промышленная и сельскохозяйственная нагрузка, территориальная организация природопользования.

3. Приведите примеры и объясните, как человек и его хозяйственная деятельность влияют на водные объекты суши.

а) 
Прямой забор воды, сброс природных и сточных вод или преобразование водотоков и водоемов (создание в руслах рек водохранилищ и прудов, обвалование и спрямление русел рек и берегов озер, выемка грунта из рек и водоемов).

б)
Сельскохозяйственные мероприятия, осушение болот и заболоченных земель, вырубка и посадка лесов, урбанизация.

в) 
Промышленные и энергетические объекты, загрязняющие атмосферу, крупномасштабные водохозяйственные мероприятия.


Наибольшее влияние на водные объекты суши оказывают факторы первой группы, т.к. они непосредственно воздействуют на водные объекты.

4. Укажите, какие антропогенные источники загрязнения гидросферы характерны для вашей местности.

Загрязнение предприятиями химической промышленности, автотранспортом.

5. Используя материал §8-9 учебного пособия, определите, какие природные условия и антропогенные факторы в большей степени влияют на дефицит и деградацию вод суши.

Природные условия: вода теряется в результате испарения, просачивания и т.д.

Антропогенные факторы: изымание из естественных и искусственных водоемов определенных объемов воды для нужд сельского хозяйства, промышленности и коммунально-бытовых служб.

6. Дополните схему, используя материал §9 учебного пособия.

Положительные Отрицательные
На крупных реках они улучшают условия навигации. Плотины задерживают загрязняющие вещества, переносимые рекой, переводя их в донные отложения, увеличивают и перераспределяют объем возобновимых водных ресурсов. Не загрязняют окружающую среду. Высокая стоимость строительства; переселение жителей из зоны затопления; большие потери земельных ресурсов высокого качества; глубокие изменения гидрологического режима рек выше и ниже плотин; снижение биологической продуктивности морей; подъем уровня грунтовых вод.

7. Заполните таблицу, используя материал §10 учебного пособия.

Группы источников и видов загрязнения Источники и виды загрязнения
По месту возникновения Наземные, атмосферные и морские
По временному признаку Постоянные (сброс с суши, эксплуатационные сливы судов) и случайные (аварии кораблей, катастрофы в результате военных действий
По источнику поступления Точечные (от морских судов, нефтяных платформ), сливные (с сельскохозяйственных угодий, урбанизированных территорий)
В зависимости от площади распространения Локальные загрязнения (радиус до 10 км), субрегиональные (до 100 км), региональные (до 1000 км), глобальные (охватывающие весь мировой океан)


Разлитая по поверхности океана нефтьнарушает процесс тепло-, водо- и газообмена на границе океана и атмосферы. Повышение в воде содержания нитратов и фосфатов ведет к бурному развитию бактерий, сине-зеленых водорослей и тем самым вторичному загрязнению моря продуктами их распада.

8. Назовите и обоснуйте основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов:

а) правовое регулирование, которое осуществляется в Беларуси в соответствии с Водным кодексом республики.
б) экономическое регулирование (возмещение ущерба, причиненного водным объектам и здоровью людей; планирование и финансирование мероприятий по рациональному использованию и охране вод).
в) организационное направление (нормирование в области использования и охраны вод, применение системы гос. учета водных ресурсов, проведение мониторинга и осуществление контроля).
г) организационно-технические мероприятия (очистка сточных вод, организация водоохранных зон, установление зон и округов санитарной охраны).

9. Перечислите и обоснуйте основные межгосударственные обязательства международного сотрудничества в области использования водных ресурсов.

а) Информировать соседние государства и консультироваться с ними, прежде чем предпринимать какие-либо действия, которые могут привести к изменениям состояния общих водных ресурсов.
б) Регулярно обмениваться гидрологическими данными.
в) Избегать причинения ущерба другим пользователям водных ресурсов.
г) Распределять воду из общего водного источника "разумно и справедливо".

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_11, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!