стр. 65. Художественный образ-символ
1. Что такое образ-символ? Можно ли считать, что любой художественный образ символичен? Поясните свою точку зрения.
Образ-символ — самостоятельный художественный образ, который воплощает какую-либо идею.
Можно считать, что любой художественный образ символичен. Символ и художественный образ сходны по своей структуре, являются способами преображения действительности. Также художественный образ имеет чувственную форму — символ.
2. В чём своеобразие символов, используемых в разных художественных направлениях: романтизме, реализме и символизме? Приведите примеры из произведений разных авторов.
В разных художественных направлениях символы используют своеобразно. В романтизме авторы произведений стремились передать сложные душевные переживания, богатый и противоречивый внутренний мир героя, поэтому использовали эмоционально-экспрессивные символы. Примеры: В. Жуковский «Ночь», А. Пушкин «Евгений Онегин», Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством», В. Гюго «Собор Парижской богоматери», В. Скотт «Айвенго».
В реализме символ выполняет функцию описания объективной действительности. Примеры: М. Горький «На дне», Н. Гоголь «Ревизор», М. Лермонтов «Герой нашего времени», А. Пушкин «Капитанская дочка», Ф. Стендаль «Красное и черное».
В символизме действительность находит отражение в символах. Авторы стремятся создать картину идеального мира, который живет по законам Вечной Красоты. Религиозные искания и мистическое постижение мира являются признаками символизма. Примеры: А. Островский «Гроза», А. Чехов «Вишневый сад», «Коняга» М. Салтыкова-Щедрина, Э. По «Ворон», Д. Оруэлл «Скотный двор»
3. Составьте подборку символов, которые в творчестве А. Блока встречаются наиболее часто.
В творчестве А. Блока часто встречаются следующие символы:
- цвета: черный (тайна, темнота), белый (духовность, чистота), красный (любовь, трагедия), желтый (роскошь, праздность), синий (тревога, печаль);
- предметы: звезда, солнце, заря (образ Прекрасной Дамы), зима, метель, ночь (символ разлуки и измены);
- действия: раскинулась необозримо (предвестие будущего), «сквозит пылью снеговою» (противоречивость).