стр. 63-64. Двенадцать

1. Как А. Блок передал в поэме «Двенадцать» черты времени? Назовите художественные приёмы, которые использовал поэт, приведите примеры для каждого из них.

А. Блок передал в поэме «Двенадцать» черты революционных событий в России. Революция в жизни страны является переломным моментом, который влечет за собой разрушение старых устоев и складывание нового мировоззрения. В поэме Блок показал меняющиеся события глазами красноармейцев. Он ввел символический образ ветра — символ революции, который сметает и уносит все на своем пути. Старый мир изображен в образе пса, который увязался за красногвардейцами, но те прогоняют животное. Блок не идеализирует революцию, он описывает в поэме реальные события в виде образов и цветовых символов.

Художественные приемы, которые использовал поэт:

- гипербола: на всем божьем свете;
- контраст: чередование ночной темноты и снежной вьюги;
- метафоры: гуляет ветер, грустная злоба кипит в груди, в воротник упрятал нос;
- сравнение: старушка, как курица, стоит буржуй, как пес голодный, старый мир, как пес паршивый;
- эпитеты: белый снежок, лютый враг, кровавый флаг.

2. Назовите всех представителей «старого» и «нового» мира в поэме. Сколько их? Одинаковые ли приёмы использует поэт для их описания? Какие образы сложно отнести к какому-либо из названных миров?

Представители «старого» мира в поэме: буржуй на перекрестке (образ творческой интеллигенции), поп (символ церкви), барыня в каракуле (символ светского дворянского общества), старый пес (обобщенный образ старого мира).

Представители «нового» мира: двенадцать красноармейцев, Иисус Христос.

Для их описания поэт использует разные приемы. «Старый» мир показывает в насмешливо-презрительном свете. Он лишен целостности, находится в неустойчивом положении, его «герои» растерянны, подавлены, едва справляются с разгулом стихии.

«Новый» мир представлен в виде двенадцати апостолов нового мира, которые готовы сражаться с врагами, чтобы выполнить свой гражданский долг. Они представители стихии народа, перед которыми стоит задача защищать революцию, несмотря на жестокость и смерть. Создавая образ красноармейцев, Блок показывает хаос и насилие, без которых невозможны перемены.

Образ беззащитной Катьки сложно отнести к какому-либо из названных миров, так как она стала жертвой революции. Ванька был сначала другом красноармейцев, затем предал их — перешел на сторону сторонников царизма.

3. Определите роль образов стихии в идейном содержании поэмы «Двенадцать». Какую символическую нагрузку имеет в поэме ветер?

В идейном содержании поэмы «Двенадцать» образы стихии подчеркивают масштабность революции. Стихия как образ разбушевавшихся сил природы символизирует происходящие события.

В поэме ветер несет символическую нагрузку перемен. Это знак бури и революции. Он завихляет снег, чтобы унести все пережитое и старое.

4. Какова цветовая гамма поэмы «Двенадцать»? Выпишите образы, передающие белый, чёрный и красный цвета. Проанализируйте получившиеся группы. Как они соотносятся между собой?

Цветовая символика имеет большое значение в поэзии Блока. Основные цвета в поэме «Двенадцать» — черный, белый и красный. Черный — цвет злобы и ненависти (черное небо и черная злоба, скопившаяся в сердцах двенадцати), белый — символ чистоты и святости, это цвет будущего (белый снег), красный — цвет революции и крови (красногвардейцы). Белый и черные цвета противопоставлены в поэме: «Черный вечер — белый снег». Если черный — это цвет греха и зла, то белый связан с разгулом стихии, с вьюгой, ветром и снегом. Блок надеялся на преображение России из черной в белую. Поэтому Христос идет впереди «снежной россыпью жемчужной», «в белом венчике из роз». В поэме появляется красный цвет, который свидетельствует о жертвах, которых требует разрушение старого и построение нового мира.

Таким образом, цвета в поэме «Двенадцать» выражают противостояние двух миров. Черное символизирует старое, уходящее, а белое — новое, будущее, а красное — настоящее, революцию.

5. Почему поэма «Двенадцать» имеет такое название? Как оно отразилось на композиции произведения? Составьте схему, показывающую многообразие значений числа 12, которые важны для понимания поэмы А. Блока.

Поэма «Двенадцать» имеет такое название, так как число 12 автор наделял особым значением. Количество красноармейцев в поэме соотносимо с 12 апостолами Иисуса Христа. Центральные персонажи в произведении — «двенадцать человек», которые вступили на революционный путь, который направлен против буржуазной действительности. Это красногвардейцы — апостолы, которые проповедуют новое учение, новую религию — коммунизм. Именно они несут революцию в массы. А. Блок сопоставляет с апостолами и красногвардейцами двенадцать разбойников, которые нравственно деградировали, не слушают закон, убивают Катьку. Также число «двенадцать» это полночь, граница завершения и начала нового дня. Символ цикличности и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать, так как Блок акцентирует внимание на декабре, которым заканчивается старый год и начинается новый. Так полночь и декабрь символизируют в поэме конец старого мира и начало нового.

Число «двенадцать» отразилось на композиции произведения. Поэма состоит из 12 частей, каждая из которых отличается по содержанию, ритму и стилистике.

Схема «Значение числа 12 в поэме Блока «Двенадцать»