Обобщение к разделу "От первобытности к цивилизации"
1. Соотнесите с помощью соединительных стрелок события и даты.
Появление неандертальцев — Около 300 тысяч лет назад
Похолодание на Земле и начало ледникового периода — Около 100 тысяч лет назад
Появление человека разумного, или кроманьонца — Более 40 тысяч лет назад
Потепление на Земле и изобретение лука — Около 12 тысяч лет назад
Возникновение земледелия и животноводства — Около 10-8 тысяч лет до н. э.
Возникновение искусства и религии — Более 40 тысяч лет назад
2. Из перечня понятий выберите и распределите те, которые соответствуют названиям колонок в таблице: соседская община; родовая община; кочевой образ жизни; оседлый образ жизни; временные коллективы; власть вожака; подсобная роль собирательства; власть старейшины.
Главные занятия — собирательство и охота | Главные занятия — земледелие и животноводство |
власть старейшины | подсобная роль собирательства |
кочевой образ жизни | оседлый образ жизни |
власть вожака | соседская община |
временные коллективы | власть старейшины |
родовая община |
Левой — к присваивающему хозяйству, правой — к производящему.
3. Решите кроссворд (ответьте на вопросы или сформулируйте вопросы для заданных слов).
2. Духи
4. Скульптура
6. Искусство
7. Орнамент
8. Мамонт
Вопросы для кроссворда:
1. Огромная, многометровая толща льда.
3. Небольшая статуэтка, сделанная из камня, кости, дерева, глины и других материалов. Считалась носителем защищающей силы, поэтому была предметом культового почитания.
5. Совокупность правил, обрядов почитания какоголибо духа, бога, человека или предмета с целью получения его помощи.
4. При раскопках древнего поселения ученые-археологи обнаружили следующие находки: остатки больших печей из глины и камня; древесный уголь; тяжелые каменные молоты; топоры из шлифованного камня с просверленными отверстиями; медные шилья, крючки и бусы; костяные иглы; гребни из рога; глиняные черепки; кости коров и свиней; остатки ячменных зерен; каменные наконечники стрел; глиняные фигурки людей и животных. Перечислите занятия живших в этом поселении людей, о которых свидетельствуют данные находки.
Выплавка железа, гончарное ремесло, обработка камня и металлов, земледелие, рыболовство, изготовление украшений, шитье, изготовление изделий из кости и рога, животноводство, охота.
5. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
В самом первом человеческом коллективе (вспомните и напишите, как он назывался) — первобытном человеческом стаде — действовало правило "Сильный всегда прав". Сильному доставался лучший кусок при разделе добычи, лучшее место на временной стоянке и т. п. Ценились ловкость, быстрота, сила, выносливость. Немощные и старые люди были обузой. Прошли тысячелетия, стариков стали больше уважать, их окружили заботой и почетом. Люди начали ценить мудрость, опыт, умения, ум.
1)
Когда люди стали жить более устойчивыми коллективами.
2)
Родовыми общинами.
6. Перечислите как можно больше открытий и изобретений древних людей, которыми мы пользуемся до сих пор. Оцените их значение для нас.
Древние люди изобрели иглы (сейчас они нужны нам для шитья и медицины), лук и стрелы, ткачество (если бы не это изобретение, то мы бы носили одежду из шкур зверей), гончарный круг. Они открыли металлы (во всей технике, которой мы пользуемся, используются металлы).