Стр. 25-29

1. Укажите событие, которое произошло раньше (А или Б).

А Появление неандертальца или Б Отступление ледника
Ответ: раньше произошло А Появление неандертальца.

А Появление "человека разумного" или Б Начало обработки меди
Ответ: раньше произошло А Появление "человека разумного".

А Похолодание, ледниковое время или Б Использование огня
Ответ: раньше произошло Б Использование огня.

А Переход к земледелию или Б Появление "человека умелого"
Ответ: раньше произошло Б Появление "человека умелого".

А Появление "человека прямоходящего" или Б Возникновение искусства
Ответ: раньше произошло А Появление "человека прямоходящего".

2. Подпишите под иллюстрациями названия занятий древних людей. Выполните задание.

1 2 3 4
кузнечное дело рыбная ловля земледелие собирательство
5 6 7 8
охота гончарное дело животноводство ткачество

Распределите занятия в три группы и напишите, что их объединяет.

1. Номера: 1, 6, 8. Общее: это ремесла.
2. Номера: 2, 4, 5. Общее: относятся к присваивающему хозяйству.
3. Номера: 3, 7. Общее: относятся к производящему хозяйству.

3. Разгадайте кроссворд. В выделенных клеточках получится слово, которое означает "пекинский человек" (останки такого типа людей обнаружены в Китае).

1. Орудие труда для сбора урожая.
2. Одно из древнейших каменных орудий труда.
3. Приспособление для переработки зерен в муку.
4. Жилище первобытного человека.
5. Материал для изготовления орудий труда.
6. Группа людей, состоявшая из вождей и старейшин.
7. Изготовление изделий ручным способом.
8. Статуэтка бога, предмет культового поклонения.
9. Метательное оружие для охоты.

4. Впишите в текст пропущенные слова: лук, посуда, хлеб, стрела, племя, молоко, плот, старейшина, мясо, лодка, Передняя, ткань, оседлый. Слова записывайте в нужной форме.

После отхода ледника в жизни человека разумного произошли важные изменения. Люди начали вести оседлый образ жизни. Для охоты стали использовать лук и стрелы. Для ловли рыбы и передвижения появились плоты и лодки. В Передней Азии зародилось земледелие и животноводство. В питании человек чаще стал употреблять хлеб, молоко и мясо. Еду готовили и хранили в глиняной посуде, а одежду стали шить из ткани. Родовые общины разрастались, в результате образовывались племена. Во главе новых союзов стали старейшины.

5. Распределите термины и понятия из "облака слов" в шесть групп, для каждой из них по образцу подберите обобщающее слово или словосочетание.

1. Культ, идол, бог, молитва, язычество, жертва Религия
2. Скребок, дубина, копье, палка-копалка, гарпун, рубило Орудия труда
3. Шалаш, пещера, землянка Жилища
4. Союз племен, соседская община, племя, община, человеческое стадо, родовая община Коллективы
5. Графика, орнамент, живопись, скульптура Искусство
6. Охота, собирательство, рыбная ловля Присваивающее хозяйство

6. Являются ли верными приведенные утверждения? Поставьте "крестик" в соответствующем квадрате, если "да", и "нолик" — если "нет".

1. Первые стоянки первобытных людей были обнаружены в Австралии. (нолик, нет)
2. Первыми занятиями древних людей были охота и земледелие. (нолик, нет)
3. Кроманьонец — это "человек разумный". (крестик, да)
4. Первым одомашненным животным стала лошадь. (нолик, нет)
5. У неандертальцев были представления о загробной жизни. (крестик, да)
6. Первым коллективом людей была родовая община. (нолик, нет)
7. Земледелие зародилось в Передней Азии. (крестик, да)
8. Первым металлом, который научился обрабатывать человек, стало железо. (нолик, нет)
9. На рубеже 3—2 тыс. до н. э. начался переход от первобытности к цивилизации. (нолик, нет)

7. Рассмотрите иллюстрацию и выполните задания.

Современный художник создал иллюстрацию для книги по истории первобытности. Но, позабыв историю, допустил неточности. Найдите 5 ошибок и обведите их.

Какие достижения первобытной эпохи, изображенные на иллюстрации, используют люди в настоящее время? Приведите 5 примеров.

Земледелие, животноводство, одежда из ткани, огонь, гончарный круг.