§ 7
1. Закончите предложение.
Первым металлом, из которого люди научились отливать орудия труда, была медь.
2. Определите, что объединяет слова в каждом ряду:
а) слова, связанные с земледелием и животноводством
б) слова, связанные с ремеслами
Эти два ряда слов связывает развитие обмена и торговли, так как у людей возникла необходимость в обмене между земледельцами, животноводами и ремесленниками.
3. Рассмотрите изображенные на рисунках орудия труда и ответьте на вопросы.
Мотыга | Медный топор (медь можно было расплавить в костре) |
Серп (изготавливался из камня) | Плуг |
Люди научились обрабатывать металлы. Медь, например, была прочнее и долговечнее рога и кости. Кроме того, медные части можно было быстро заточить или переплавить заново.
4. На какой из схем изображена родовая община, а на какой — соседская? По каким признакам вы это определили?
Слева — родовая, справа — соседская.
Соседскую общину можно определить по признакам: земли общины разделены на участки, которые получала для обработки каждая семья; семьи имели свой скот, жилище.
5. Какие черты родовой общины сохранились в устройстве жизни соседской общины? Опишите их.
Люди продолжали вместе пользоваться пастбищами, лесами, водоемами.