Обобщение I. Стр. 52-55
1. Работаем с учебным текстом
1. Используя текст параграфов 6–7, составьте тезисный план «Конституционный строй Республики Беларусь». При необходимости обратитесь к тексту Конституции. Выделите те положения, которые вы считаете самыми важными. Объясните свою позицию.
1) 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете БССР, согласно которой на территории республики объявлялись верховенство Конституции и законов БССР, независимость Беларуси в международных отношениях.
2) 19 сентября 1991 г. депутаты Верховного Совета БССР приняли решение переименовать БССР в Республику Беларусь. Также были утверждены новые государственные символы республики.
3) После завершения работы Конституционной комиссии, которая рассмотрела 500 предложений и замечаний, была принята Конституция Республики Беларусь (15 марта 1994 г.).
4) В соответствии с Конституцией Беларусь стала парламентской республикой, Президент являлся главой государства и исполнительной власти, Верховный Совет выполнял законодательные функции, был введен новый высший орган судебной власти — Конституционный Суд, предусматривалась возможность проведения референдумов.
5) Конституция 1994 г. объявляла Республику Беларусь унитарным демократическим социальным правовым государством. Был закреплен принцип политического плюрализма.
6) В соответствии с Конституцией Республики Беларусь 23 июня 1994 г. состоялись выборы Президента республики, на котором был выбран А.Г. Лукашенко.
7) После выборов была сформирована Администрация Президента Республики Беларусь, а Президент возглавил Совет безопасности.
8) 14 мая 1995 г. был проведен республиканский референдум по вопросам о статусе русского языка, о государственной символике, об экономической интеграции с Россией и о внесении изменений в Конституцию. Большинство граждан Беларуси поддержало позицию Президента в этих вопросах.
9) 24 ноября 1996 г. состоялся референдум, который утвердил новую модель государственного управления, где Президенту отводилась ведущая роль. Верховный Совет заменялся двухпалатным Национальным собранием, который состоял из Палаты представителей и Совета Республики.
Важными положениями можно считать 4, 5 и 9, так как они затрагивают конституционное устройство Республики Беларусь.
2. Используя текст раздела І учебного пособия, сравните советскую общественно-политическую систему, существовавшую в БССР, и современную общественно-политическую систему Республики Беларусь по самостоятельно выбранным критериям. Сделайте выводы об отличиях.
Критерии | Советская общественно-политическая система, существовавшая в БССР | Современная общественно-политическая система Республики Беларусь |
Глава государства | Генеральный секретарь КПСС |
Президент Республики Беларусь |
Законодательная власть | Верховный Совет БССР |
Национальное Собрание Республики Беларусь |
Исполнительная власть | Совет народных комиссаров БССР |
Совет Министров Республики Беларусь |
Судебная власть | Верховный суд БССР |
Конституционный Суд Республики Беларусь, суды общей юрисдикции |
Партийная система | господство коммунистической партии |
многопартийность |
Выводы об отличиях: современная общественно-политическая система отличается от советской, так как в настоящее время глава государства выбирается народом, законодательную власть представляет двухпартийный парламент, появился Конституционный Суд и сложился демократический режим, признаком которого является многопартийность.
2. Работаем с понятиями
1. Распределите понятия по периодам.
Конец XVIII — первая половина XIX в. | Вторая половина XIX — начало ХХ в. | 1917 г. — первая половина 1980-х гг. | Вторая половина 1980-х — начало 1990-х гг. |
разбор шляхты филоматы филареты, черта еврейской оседлости |
аграрный вопрос, народники, Государственная дума |
вопрос о мире, национальный вопрос, однопартийная политическая система, политические репрессии, реабилитация, культ личности, «развитой социализм», комсомол |
многопартийная политическая система, референдум, Беловежские соглашения, альтернативные выборы |
Дайте определения понятиям.
Однопартийная политическая система — тип политической системы, в которой законодательной властью обладает одна политическая партия.
Беловежские соглашения — соглашения, подписанные Республикой Беларусь, РСФСР и Украиной 8 декабря 1991 года о создании СНГ.
Разбор шляхты — мероприятия, проводимые правительством Российской империи по утверждению и сокращению шляхты как сословия на территориях, вошедших в состав России после распада Речи Посполитой.
Культ личности — возвеличивание определенной личности путем преувеличения ее заслуг и способностей.
Филареты — тайное патриотическое объединение, основанное студентами Виленского университета в 1820 году.
Аграрный вопрос — проблемы развития сельского хозяйства.
Референдум — всенародное голосование для решения наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни.
Национальный вопрос — вопросы о проблемах, которые связаны с национализмом.
Народники — представители идеологии интеллигенции в Российской империи во второй половине XIX века.
Государственная дума — нижняя палата парламента.
Вопрос о мире — один из первых документов Советской власти, по которому предлагалось воюющим странам заключить мирный договор.
Политические репрессии — наказание, применяемое государственными органами с целью сохранения и защиты существующего строя.
Многопартийная политическая система — политическая система, при которой в государстве может существовать несколько политических партий.
Филоматы — тайное объединение студентов Виленского университета, действовавшее в 1817-1823 годах, основной целью которого было ведение культурно-просветительской деятельности.
Реабилитация — восстановление в правах или отмена необоснованного обвинения невиновного лица.
«Развитой социализм» — высшая ступень развития социалистического общественного строя в государстве.
Альтернативные выборы — выборы, в которых участвует несколько равноправных кандидатов или списков кандидатов.
Черта еврейской оседлости — граница территории страны, за пределами которой евреям запрещалось постоянное жительство.
Комсомол — молодежное объединение Коммунистической партии СССР.
Какие понятия, на ваш взгляд, необходимо добавить, чтобы наиболее полно отразить общественно-политическую жизнь в Беларуси в указанные периоды?
Чтобы наиболее полно отразить общественно-политическую жизнь в Беларуси в указанные периоды необходимо добавить следующие понятия: консерватизм, социал-демократы, эсеры, марксизм, Белорусская социалистическая громада.
2. Подберите слова-синонимы, раскрывающие сущность следующих исторических понятий: манифест, автономия, референдум. Опишите исторические события, в связи с которыми эти понятия употребляются при изучении истории Беларуси.
Манифест — указ, декрет, обращение.
Автономия — самоуправление, независимость, суверенитет.
Референдум — голосование, плебисцит, всенародный опрос.
Понятие «манифест» употребляется при изучении истории Беларуси при подписании российским императором Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года о создании Государственной думы, предоставлении народу демократических свобод и введении всеобщего избирательного права.
Понятие «автономия» применялось при решении национального вопроса. В начале XX века большинство национальных партий и организаций выступали за автономию Беларуси в составе Российской демократической федеративной республики.
Термин «референдум» употребляется при изучении белорусской истории, когда в Беларуси были проведены республиканские референдумы в мае 1995 г., ноябре 1996 г., октябре 2004 г.
3. Систематизируем знания
1. Составьте рассказ об основных событиях истории белорусских земель, опираясь на заданную ленту времени.
1795 г. — раздел Речи Посполитой, в результате которого белорусские земли вошли в состав Российской империи.
1812 г. — участие белорусского народа в Отечественной войне с Наполеоном Бонапартом, которая завершилась изгнанием французских войск с территории России и Восточной Европы.
1830 г. — начало восстания на территории Беларуси и Польши по причине революционной ситуации в Европе, недовольства шляхты лишением ее привилегий и разделами Речи Посполитой. Восстание было подавлено.
1863 г. — с целью борьбы за возрождение бывшей Речи Посполитой на белорусских и польских землях началось восстание, подавленное в 1864 году правительственными войсками.
1905 г. — участие белорусского народа в первой русской революции, основными целями которой были свержение самодержавия, решение аграрного и национального вопросов.
1917 г. — Февральская и Октябрьская революции, главным результатом которых стало свержение монархии в Российской империи.
Предложите свою ленту времени по истории общественно-политической жизни БССР.
1919 г. — образование Социалистической Советской Республики Беларуси (ССРБ) и принятие Конституции ССРБ
1920 г. — второе провозглашение ССРБ
1922 г. — образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР)
1927, 1937, 1978 гг. — принятие Конституций БССР
1990 г. — Декларация о государственном суверенитете БССР
1991 г. — образование Содружества Независимых Государств (СНГ)
1994 г. — принятие Конституции Республики Беларусь, избрание первого Президента республики
1995 г., 1996 г., 2004 г. — проведение республиканских референдумов
2. Дополните таблицу «Конституции БССР». Объясните, какими изменениями в общественной и политической жизни страны была вызвана необходимость принятия новых конституций в каждый из указанных периодов. О чем свидетельствует тот факт, что конституции советских республик выходили после принятия Конституций СССР?
№ | Год принятия | Основные положения |
I | 1919 г. | Провозглашала создание Социалистической Советской Республики Беларуси |
II | 1927 г. | Закрепляла вхождение БССР в СССР с правом свободного выхода из Союза. БССР имела право принимать свою Конституцию, вносить в нее изменения, создавать органы государственной власти |
III | 1937 г. |
Провозглашала новые органы власти: Верховный Совет БССР и Совет Народных Комиссаров; Закрепляла власть за трудящимися города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся |
IV | 1978 г. | Включение в Конституцию 6 статья о руководящей роли Коммунистической партии Советского Союза |
Необходимость принятия новых конституций была связана с изменениями в общественной и политической жизни страны. Конституция в 1927 г. была принята после образования СССР и БССР. В 1937 г. в конституции законодательно закрепилась власть пролетариата, были образованы Советы всех уровней. В Конституцию 1978 г. внесены изменения, так как ведущую роль в советской общественно-политической системе в СССР и БССР играла Коммунистическая партия.
Факт, что конституции советских республик выходили после принятия Конституций СССР, свидетельствует о том, республики входили в состав Советского Союза, где Конституция СССР была основным документом, на основании которого в каждой союзной республике составлялась своя конституция.
3. Выделите ключевые события в процессе становления суверенитета Республики Беларусь. Свой выбор аргументируйте.
27 июля 1990 г. — принятие Декларации о государственном суверенитете БССР
1991 г. — проведение в БССР референдума по вопросу о сохранении СССР
19 сентября 1991 г. — переименование БССР в Республику Беларусь, утверждение новых государственных символов
8 декабря 1991 г. — подписание Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ)
15 марта 1994 г. — принятие Конституции Республики Беларусь
23 июня 1994 г. — проведение первых выборов Президента Республики Беларусь
Данные события сыграли важнейшую роль создании нового суверенного государства, в становлении государственного суверенитета Республики Беларусь. Соглашение о создании СНГ — первый международный договор, подписанный Беларусью как независимой страны, не включенной в состав других государств.
4. Анализируем и рассуждаем
1. Объясните цели и последствия правительственной политики Российской империи по отношению к следующим национальным и конфессиональным группам населения белорусских земель после разделов Речи Посполитой:
а) шляхта
Цель: стремление российского правительства создать опору среди привилегированных сословий.
Последствия: недовольство шляхты своим положением, лишением их привилегий привели к восстаниям и развитию общественно-политического движения на белорусских землях.
б) крестьяне
Цель: увеличение государственной казны и численности армии.
Последствие: введены подушный налог и рекрутская повинность.
в) еврейское население иудейского вероисповедания
Цель: распространение православной веры.
Последствия: введение черты еврейской оседлости, запрет переселяться евреям за пределы губерний, которые входили в черту еврейской оседлости.
Какой (каких) из вышеперечисленных групп изменения коснулись в наибольшей степени и почему? Подтвердите свои ответы историческими фактами.
Изменения коснулись в наибольшей степени шляхту. Хотя они и сохранили земельные владения, получили права, равные с правами русского дворянства, но лишились некоторых прав: права избирать монарха, объединяться в конфедерации, содержать войско. Правительство стало проводить «разбор шляхты» — исключение из дворянского сословия в случае отсутствия документов, подтверждающих принадлежность к нему. Мелкая шляхта таких документов не имела и переводилась в разряд мещан или крестьян.
2. В начале ХХ в. для белорусов встал вопрос национального государственного самоопределения. Проанализируйте возможные пути его решения.
В начале ХХ в. для белорусов встал вопрос национального государственного самоопределения. Существовало три возможных пути его решения: создание самостоятельного суверенного государства, остаться в составе унитарной России и развитие в составе СССР как одной из ее республик.
Каких позиций по национальному вопросу придерживались различные политические партии, представители социальных слоев Беларуси того времени? Опираясь на усвоенные знания, выделите путь, который по факту был реализован, опишите исторические условия этого события.
Российская социал-демократическая партия, партия социалистов-революционеров, Белорусская социалистическая громада и различные представители социальных слоев придерживались предоставления права на самоопределение наций и национально-культурной автономии народностей. Большевики считали, что белорусы не являлись самостоятельной нацией, поэтому принцип национального самоопределения для них не подходит.
В начале XX века из-за непризнания белорусов нацией и невозможности самим определять свою судьбу, Беларусь вошла в состав СССР и развивалась как одна из советских республик. После распада Советского Союза в 1991 году, она стала самостоятельным государством.
5. Сравниваем
Революция | Задачи, стоявшие перед революцией |
Основные события в России |
Особенности революции на территории Беларуси |
Революция 1905- 1907 гг. | Свержение самодержавия, введение демократических свобод, решение аграрного и национального вопросов |
9 января 1905 г. - демонстрация в Петербурге январь-июнь 1905 г – массовые крестьянские выступления октябрь, декабрь 1905 г. – всероссийские политические стачки |
1 мая прошли забастовки в 56 городах Беларуси и охватили более 100 тыс. человек. В июне прошло 175 крестьянских выступлений. В октябре 1905 г. белорусы принимали участие во Всероссийской политической стачке |
Февральская революция 1917 г. | Прекращение войны, решение аграрного и национального вопросов |
23 февраля — всеобщая забастовка 26 февраля — расстрел демонстрации в Петрограде 2 марта — отречение Николая II от престола, возникновение двоевластия |
В Беларуси проходили митинги и шествия Было создано 37 Советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов |
Октябрьская революция 1917 г. | Построение справедливого общества, равенство людей в правах и обязанностях, выход из войны |
25 октября — захват Зимнего дворца большевиками 26 октября — Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, принятие декретов о мире и о земле 3 ноября — захват власти большевиками в Москве |
В Беларуси активизировалась деятельность партий кадетов, эсеров, национальных партий, возобновила свою деятельность Белорусская социалистическая громада́, была создана Белорусская партия народных социалистов В ноябре 1917 года на территории Беларуси была установлена советская власть |
Вывод: в результате революций 1905-1907, 1917 гг. на белорусских землях установилась советская власть и усилились движения за национальное самоопределение. В 1919 году был учрежден Манифест об образовании Социалистической Советской Республики Беларуси, принята Конституция ССРБ и утверждены герб и флаг. |
6. Формулируем тезисы
а)
Восстания 1830-1831 и 1863-1864 гг. на территории Беларуси:
- Недовольство шляхты разделами Речи Посполитой и лишение ее привилегий привели к восстанию 1830-1831 гг., которое возглавили И. Лелевель и А. Чарторыйский.
- Восставшие требовали восстановить Речь Посполитую в границах 1772 г., наделить крестьян землей с компенсацией потерь помещикам, выступали за свержение самодержавия.
- В начале 1831 г. был создан Виленский Центральный повстанческий комитет (ЦПК) для координации действий восставших в Беларуси и Литве.
- В конце августа 1831 года царское правительство подавило восстание, закрыло Виленский университет, прекратило действие Статуса ВКЛ 1588 г.
- Восстание 1863-1864 гг. — продолжение борьбы за восстановление бывшей Речи Посполитой.
- В 1862 г. повстанцами были созданы Центральный национальный комитет (ЦНК) в Варшаве и Литовский провинциальный комитет (ЛПК) в Вильне.
- Руководителем восстания являлся В.К. Калиновский, а основными участниками — шляхта, которая разделилась по политическим взглядам на «красных» и «белых».
- Из-за отсутствия единства в рядах повстанцев, нехватки оружия и отсутствия единого плана действий, восстание было подавлено 200-тысячной российской армией.
7. Устанавливаем причинно-следственные связи
а) Восстание 1863–1864 гг. — отсутствие земств в восточной части Беларуси до 1911 г.
Желание восстановить прежнюю Речь Посполитую, недовольство шляхты своим положением в составе Российской империи стали причинами неудачного восстания 1863–1864 гг. В результате на землях восточной части Беларуси, которых охватило восстание, российский император стал проводить консервативную политику, и данные территории лишились местного самоуправления. Поэтому здесь отсутствовали земства до 1911 года.
б) политика перестройки — распад СССР
По причине кризисного состояния экономики и необходимости ее модернизации в Советском Союзе был взят курс на политику перестройки, итогом которой стал распад СССР.