Обобщение 1. Cтр. 58-61
1. Дайте определения следующим понятиям: глобализация, гуманизм, информационное общество, научно-технический прогресс, прогресс, регресс, цивилизация.
Глобализация — взаимосвязь и взаимовлияние народов и государств во всех сферах общественной жизни.
Гуманизм — система взглядов, согласно которой признаётся ценность человека как личности, его право на свободу, счастье и развитие.
Информационное общество — общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности и наиболее значимым ресурсом общественного развития.
Научно-технический прогресс — планомерное и эволюционное совершенствование техники, технологии и организации производства на основе широкого развития науки и внедрения ее достижений в производство.
Прогресс — поступательное движение к лучшему, более сложному, совершенному, от низших ступеней к высшим.
Регресс — тип общественного развития, переход от более высоких форм развития к низшим, противоположность прогрессу.
Цивилизация — качественные особенности духовной и социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе исторического развития.
2. Используя дополнительную литературу и материалы СМИ, охарактеризуйте роль и место Беларуси в цивилизационном процессе.
Место Республики Беларусь в цивилизационном процессе не передовое, но играет значительную роль в этом процессе. Цивилизационное существование белорусов определили географическое положение на перекрестке европейских дорог, климат, конфессиональное разнообразие, становление государственности и особенности культурного развития. Республика Беларусь является полноправным субъектом мирового сообщества. Она проводит миролюбивую многовекторную внешнюю политику, расширяет свое участие в международных организациях, развивает отношения с развитыми странами Европы и мира, привлекает иностранные инвестиции. Сегодня экономические интересы Беларуси связаны с необходимостью интеграции в мировую экономическую систему. В стране развиваются традиционные отрасли экономики: машиностроение, химическая промышленность, сельское хозяйство, а также формируются новые: атомная, биохимическая, космическая. Беларусь продает во многие страны нефтепродукты, калийные удобрения, продукцию машиностроения, сельского хозяйства, химические волокна. Страна достигла успехов в различных областях: науке, образовании, здравоохранении и культуры. Республика Беларусь занимает достойное место в современном мире и вносит свой вклад в формирование единой мировой цивилизации. Беларусь является страной, которая стремится к доброжелательным отношениям с другими государствами.
3. Заполните сравнительную таблицу «Подходы к изучению общества».
Параметры |
Сущность подхода (взгляд на исторический процесс) |
Основные понятия, которые характеризуют подход | Авторы и названия концепций |
Формационный | исторический процесс — последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций | производительные силы: средства производства и рабочая сила, экономические производственные отношения |
К. Маркс, «Теория общественно-экономических формаций» |
Стадиальный | цивилизация — единый процесс, который проходит определенные стадии | технологические нововведения, скорость экономического роста, изменения в структуре производства, социальные институты |
У. Ростоу, «Стадиальная концепция» |
Технологический | возникновение нового типа общества — это не единовременное событие, а продолжительный процесс зарождения, экспансии и угасания | технико-технологическое развитие |
Э. Тоффлер, «Волновое развитие цивилизаций» |
Цивилизационный | развитие человечества рассматривается как история многих цивилизаций с их особой культурой, традициями, религией, укладом жизни | культурно-исторический тип, локальные цивилизации, территориальный признак, религия, культурная общность |
Н. Данилевский — теория обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций) О. Шпенглер — культурологический подход А. Тойнби — локально-исторический подход С. Хантингтон — концепция «столкновения цивилизаций» |
4. Как взаимосвязаны понятия прогресс, гуманизм и глобализация? Выберите форму представления ответа (схема, инфографика, эссе, плакат, таблица, презентация и др.).
5. Составьте облака понятий, которые характеризуют технический и духовно-нравственный прогресс на разных этапах исторического развития человечества. Сформулируйте основные критерии прогресса.
Основные критерии прогресса:
- развитие человеческого разума;
- развитие науки и техники;
- развитие производительных сил;
- рост уровня жизни, степени социальной защиты;
- совершенствование нравственности людей;
- расширение прав и свобод личности.
6. Прочитайте отрывок из интервью В. Стёпина газете «СБ. Беларусь сегодня» на Первом белорусском философском конгрессе (2017). Напишите на основе данного фрагмента интервью заметку для молодёжного издания о трансгуманизме как проявлении антропологического кризиса.
На протяжении нескольких сотен лет из-за загрязнения окружающей среды возникали мутации генетического кода человека. Поэтому в настоящее время открываются перспективы для развития генной инженерии, которая ставит своей целью создать нового совершенного человека взамен старого несовершенного. Такое направление называется трансгуманизм. Его задача: новое мыслящее существо, постчеловек, который будет завоевывать миры во Вселенной. Многие современные ученые считают, что это путь к уничтожению человека. Современные технологии представляют опасность из-за отсутствия гуманности. Поэтому необходима социально-гуманитарная экспертиза для того, чтобы сохранить жизнь на Земле, человека как часть биосферы и не допустить развития трансгуманизма как проявления антропологического кризиса.
7. Каким образом формирование ноосферы связано с процессами глобализации, научно-техническим и духовно-нравственным прогрессом?
Формирование ноосферы связано с процессами глобализации, так как для развития ноосферы характерно заселение человеком всей планеты, возникновение связи и обмена между государствами и совместное решение глобальных проблем человечества (войны, загрязнение экологии). Научно-технический прогресс позволяет открыть новые источники энергии, расширить границы биосферы, выйти в космос, удовлетворить материальные потребности населения Земли. Духовно-нравственный прогресс также связан с глобализацией, так как в мире признается равенство людей всех рас и религий, преобразуется природа планеты с целью удовлетворения духовных и эстетических потребностей человечества, увеличиваются социальные, религиозные и духовные связи между странами.
8. Как утопии и антиутопии отражают видение общественного развития? Приведите примеры современных литературных и кинематографических произведений этих жанров. Какие достижения и проблемы общественного развития там показаны?
Утопии отражают прогрессивное видение общественного развития, а антиутопии — регрессивное.
Примеры утопии в современных литературных и кинематографических произведениях: «Путешествие на луну», «Метрополис», «Властелин колец», «Звездные войны».
Примеры антиутопии: в кино — «Голодные игры», «Дивергент», «Бегущий в лабиринте»; в литературе — «1984» Дж. Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери, «Мы» Е. Замятина.
Все произведения погружают читателя или зрителя в будущее, главным достижением которого является идеальный порядок. Проблемой общественного развития можно считать то, что такой мир выдуман, в нем используется негуманная система, где иногда человек деградирует, а не развивается.
9. Напишите эссе на одну из предложенных тем.
Прогрессивное движение будет продолжаться в настоящем и будущем, несмотря на случайные отклонения
Природа и общество находятся в постоянном движении и развитии. Чаще всего такое движение прогрессивное, когда происходит переход от низших форм организации к высшим, от простого к сложному. Человечество проделало многовековой исторический путь от первобытнообщинного строя к постиндустриальному. Изменился быт людей, сформировались нации, образовались государства, произошли научные и технические открытия. Но в истории наблюдались случайные отклонения — регресс. Поэтому прогрессивное движение имеет как положительные изменения, так и отрицательные. Например, научно-технический прогресс является проявлением прогресса. Благодаря ему произошел скачок в развитии науки и техники, экономический подъем во многих странах, улучшение качества жизни людей. Но НТР привел к загрязнению окружающей среды, что привело к глобальным проблемам мирового сообщества.
Прогрессивное движение является универсальным законом человечества, но в этом движении бывает регресс — откат назад. Часто он носит локальный характер. Не все регионы и государства развиваются равномерно. Существуют страны, в которых десятилетиями наблюдаются регрессивные процессы (страны Африки, Юго-Восточной Африки). В таких государствах идет жестокая борьба за власть и ресурсы, ведутся гражданские войны.
Таким образом, общество будет продолжать двигаться по прогрессивному пути развития, несмотря на случайные отклонения — регрессивные случаи в истории. Прогресс направляет движение истории, но от общества зависит, как человек будет использовать достижения прогресса.
10. Оформите взгляды философов, сторонников различных подходов к типологии обществ, в виде полемики в социальных медиа (комментарии под постом в социальной сети, чат в мессенджере и др).
Полемика в чате в мессенджере о взглядах философов, сторонников различных подходов к типологии обществ:
Карл Маркс: Считаю, что история человечества делится на стадии в зависимости от уровня развития производительных сил, техники, технологий, экономики.
Уолт Ростоу: Поддерживаю коллегу, каждая цивилизация проходит определенные стадии. Я бы выделил пять стадий развития общества: традиционное общество, переходное общество, стадия взлета, стадия зрелости и эра высокого уровня массового потребления.
Карл Маркс: Любопытно, а я предлагаю тоже пять формаций развития общества: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
Элвин Тоффлер: Карл, но ведь не каждое общество проходит коммунистическую стадию. Да и рабовладельческая не характерна для отдельных стран: России, например.
Карл Маркс: Для моего времени эта классификация актуальна. А какую Вы предлагаете типологию общества?
Элвин Тоффлер: Очень просто, в развитии человечества можно выделить три стадии или «волны», которые связаны с технико-технологическим развитием. Такие волны создают особые типы общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.
Карл Маркс: О, как интересно! Надо подумать над таким подходом…
Николай Данилевский: О чем спор, коллеги!? Мы с Шпенглером, Тойнби и Хантингтон предлагаем цивилизационный подход. Вы мало внимания уделяете своеобразию развития отдельных обществ и народов.
Уолт Ростоу: Поясните свое мнение.
Николай Данилевский: Мы рассматриваем развитие человечества как историю многих цивилизаций с их особой культурой, традициями, религией, укладом жизни. Например, египетская, западная, русская, античная, индская, православная. Можно перечислять долго.
Карл Маркс: И полемику по вопросу типологии общества можно продолжать долго, поэтому давайте каждый из нас останется при своем авторитетном мнении.