§ 4. Горизонты информационного общества
1. Перечислите основные признаки информационного общества.
Основные признаки информационного общества:
- приоритетное развитие информационно-коммуникационных технологий;
- информация — первооснова всех направлений деятельности человека;
- безопасность информационного общества, информации;
- защита интеллектуальной собственности;
- информация является продуктом деятельности современного человека;
- взаимодействие всех структур государства на основе информационно-коммуникационных технологий;
- управление информационным обществом со стороны государства и общественных организаций;
- возрастание численности рабочей силы, занятой в производстве информационных продуктов и услуг;
- включение национального информационного пространства в глобальные информационные сети.
2. Заполните таблицу «Влияние информационного общества на основные сферы жизни общества». Приведите примеры и сделайте выводы.
Экономическая сфера | Социальная сфера | Политическая сфера | Духовная сфера |
Информация используется в качестве ресурса, услуг, товара. Получает развитие электронный бизнес. Пример: ведение онлайн-бизнеса. |
Формирование новых социальных групп. Появление профессий, связанных с высокими технологиями. Рост информационного рынка труда. Примеры: появление профессий: системный администратор, веб-программист; общение и обмен информацией в сети Интернет. |
Свобода информации ведет к развитию электронной демократии, электронного государства и электронного правительства. Пример: проведение голосования о мнении граждан об определенном государственном проекте. |
Информационные технологии позволяют делать новые научные открытия. Возможность получить образование из любой точки мира в любом возрасте. Примеры: дистанционное обучение, открытие лазерных диодов, сенсорных экранов. |
Вывод: информационное общество — это новая технологическая реальность, которая внесла существенные изменения во всех сферах общественной жизни.
3. Проанализируйте эмблему и девиз «Лучшее время для новых знаний» Минского университета третьего возраста. Как в них отражаются принципы образования в информационном обществе? Кто является целевой аудиторией данного образовательного проекта?
Минский университет третьего возраста — образовательная площадка для развития потенциала людей пожилого возраста. Эмблема и девиз «Лучшее время для новых знаний» отражает цель данного социально-образовательного проекта: вовлечение людей старшего возраста в процесс неформального образования, создание условий для развития социальных контактов. В эмблеме и девизе отражаются принципы образования в информационном обществе: доступность, открытость, непрерывность. Так в любом возрасте в Республике Беларусь доступно образование, пенсионеры могут стать студентами и получить свободный доступ к информации.
Целевой аудиторией данного образовательного проекта являются жители Минска старше 60 лет. Жители других белорусских городов имеют возможность получить дистанционное образование.
4. Проведите SWOT-анализ (от аббревиатурного сокращения выражения, которое в переводе с английского языка означает: S — strength — сильные стороны; W — wearkness — слабые стороны; O — opportunities — возможности; T — threats — трудности, угрозы) развития информационного общества в Беларуси.
Создание Парка высоких технологий Реализация Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества Обмен опытом с другими странами Совершенствование электронного правительства |
W (слабые стороны) Рост потребности в качественном образовании Нехватка квалифицированных сотрудников |
O (возможности) Создание Национального детского технопарка с целью выявления и развития у школьников способностей к научно-исследовательской и изобретательской деятельности. Развитие и продвижение через социальные сети |
T (трудности) Изменения в системе образования Подготовка кадров для новых реалий Высокая конкуренция |