§ 3. Географические исследования
1. Вопросы
1. Почему географические исследования Беларуси делятся на три этапа?
Уроженцы Беларуси принимали участие в исследованиях разных уголков мира. Описания их путешествий содержат большой фактический материал о природе и населении разных стран. Особый интерес вызывали исследования своей Родины. В разные времена они имели свои особенности. Развитие географических исследований связано с историей формирования территории Беларуси. Их условно можно разделить на три этапа: до 1918 г., 1919—1941 гг. и современный. Каждый из перечисленных этапов характеризовался не только спецификой методических подходов, оборудованием, организацией исследований, но и площадью изучаемой территории.
2. В каких городах и когда начали проводиться наблюдения на метеостанциях и гидропостах?
Для обеспечения судоходства в XIX в. начали проводиться наблюдения за уровнем воды в реках и ледовым режимом на гидрологических постах. Первые из них были организованы в Витебске (1838 г.), Пинске, Турове, Мозыре, Гомеле.
В 1808 г. в Могилёве была открыта первая метеостанция, через два года — в Витебске.
3. Какое влияние на географические исследования оказывает развитие информационных технологий?
Развитие компьютерных технологий, информатизация научной деятельности - мощный фактор интенсификации и углубления региональных географических исследований.
4. Каковы достижения в картографировании Беларуси на современном этапе?
Появились крупномасштабные тематические карты Беларуси и отдельных её регионов. В 2002 г. вышел Национальный атлас Беларуси, который подвёл итоги географического изучения территории Беларуси в ХХ в. Атлас стал базой для разработки национальных и региональных программ экономического и социального развития страны. В 2017 г. вышел Географический атлас учителя с информацией о природе, хозяйстве и социальной сфере мира, и Беларуси.
2. Проблемные вопросы
5. Почему на первом этапе наибольших успехов достигли исследования в области картографии?
Потому что нужно было знать расположение объектов и характеристики территории, чтобы более углублённо проводить исследования.
6. Какое значение имели для развития географии Беларуси крупнейшие экспедиции первого этапа?
Экспедиционные исследования начались в конце XVIII в., когда Беларусь вошла в состав Российской империи. Российская Академия наук направляет для изучения природы и хозяйства присоединённых территорий научные экспедиции. Так, под руководством Ивана Ивановича Лепёхина изучались природные ресурсы территории, расположенной в бассейне Днепра и Западной Двины. Такой же комплексный характер имела и другая академическая экспедиция во главе с Василием Михайловичем Севергиным. Она проходила в 1802–1803 гг. на территории, расположенной в бассейне Немана.
Огромное значение для изучения природы Полесья имела комплексная Западная экспедиция, возглавляемая Иосифом Ипполитовичем Жилинским. Основной её целью было осушение болот Полесья. Экспедиция была организована в конце XIX в., и длилась она более 25 лет. Результатом исследований стал генеральный план осушения полесских болот. Организованы метеостанции в Пинске, Василевичах, созданы водомерные посты, исследовательская ферма (Речицкий район). Данные экспедиции положили начало исследованиям природы Беларуси.
7. На исследовании каких проблем должны, на ваш взгляд, сосредоточить внимание учёные-географы?
Физико-географические исследования должны быть направлены на решение экологических проблем (восстановление полесских болот), поиски месторождений полезных ископаемых, исследование техногенных ландшафтов.
8. Какую практическую направленность могли бы иметь исследования вашего региона?
Исследование техногенных ландшафтов (и возможностей уменьшения влияния на природную среду и человека).
3. От теории к практике
1. По картам атласа найдите каналы и составьте краткие сообщения об их строительстве.
Принадлежность рек к разным бассейнам и равнинность водоразделов с давних времен способствовали строительству судоходных каналов. Крупнейшими среди них являются Днепровско-Бугский, Августовский, Огинский каналы.
Августо́вский кана́л — судоходный канал в Подляском воеводстве Польши и в Гродненской области Белоруссии, соединяет реки Вислу и Неман (через реки Бебжу, Нетту] и Чёрную Ганьчу), памятник гидротехнического зодчества, расположен в особо охраняемой зоне ЮНЕСКО.
Канал был построен по политико-экономическим причинам. Проект канала принадлежит польскому государственному деятелю, министру польской экономики, князю Франциску-Ксаверию Друцкому-Любецкому (1779—1846). В 1821 году Пруссия в одностороннем порядке ввела запретительные таможенные пошлины на транзит польских и литовских товаров через свою территорию, практически заблокировав доступ к морю торговцам. Появилась острая необходимость транспортного коридора в обход прусской территории из центра Польского царства (в составе Российской Империи) к российским портам в Курляндии. В 1824 году проект канала общей длиной в 395 км был представлен императору Александру I, который в том же году его одобрил.
Первым руководителем строительства был полковник Игнатий Прондзинский (1792—1850). В 1826 году он был арестован из-за нелояльности, а впоследствии занимал высокий пост у польских революционеров после «ноябрьского восстания». Основные работы между тем были закончены к 1830 году. Во время польской революции (1830—1831) вплоть до её подавления работы не велись. Заканчивал строительство инженер Теодор Урбанский. На строительстве работало более 7000 рабочих под руководством генерала Малле де Гранвилля и полковника Россмана. Открытие канала состоялось в 1839 году. На канале было возведено 18 шлюзов, множество плотин и мостов. Последняя часть канала («Виндавская»), которая должна была бы соединить новый торговый путь с курляндским портом Виндава (ныне латвийский Вентспилс), не была построена — способствовало этому Польское восстание 1830 года («ноябрьское»).
Днепро́вско-Бу́гский кана́л— судоходный канал на территории Полесья в Белоруссии, построенный в период с 1775 по 1783 год. Соединяет реки Пина (приток Припяти; бассейн Днепра) и Мухавец (приток Западного Буга; бассейн Вислы). Общая длина 244 км, при этом протяжённость канала от Бреста до Пинска составляет 196 км (в том числе канализированная часть реки Пина — 74 км, водораздельная часть канала — 58 км; канализированная часть реки Мухавец — 64 км).
Впервые идея строительства судоходного канала, соединяющего бассейны Припяти и Буга, была озвучена на сейме в 1655 году коронным канцлером Речи Посполитой Ежи Оссолинским. Активными сторонниками прокладки канала были гетман Великого княжества Литовского Михаил Казимир Огинский и пинский судья и мечник Матеуш Бутримович. Работы по сооружению канала начались в 1775 году в годы правления последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Для питания канала были построены Белоозёрская и Ореховская водопитательные системы. После разделов Речи Посполитой и вхождения Великого княжества Литовского в состав Российской империи канал фактически был заброшен. Дальнейшее развитие канала возобновлено только в 1837 году уже российскими властями. Основные работы осуществлялись в период с 1846 по 1848 год. Были построены (разборные) деревянные плотины, позволявшие поддерживать необходимый для стабильного судоходства уровень воды в любое время навигации.
Кана́л Оги́нского, Днепровско-Неманский канал (белор. Агінскі канал, Дняпроўска-Нёманскі канал) — канал в Беларуси, построенный в 1767—1783 годах, соединяет реки Ясельда (бассейн Припяти) и Щара (бассейн Немана), соединяя таким образом Балтийское море с Чёрным. Частью канала являются озёра Выгонощанское и Вульковское.
Канал назван в честь Михаила Казимира Огинского, инициатора строительства . Строительство обошлось в двенадцать миллионов злотых, большую часть которых выделил Матей Бутримович — пинский мечник и городской судья. Именно Матей Бутримович выполнил всю организационную работу: приглашал специалистов, нанимал рабочих. В благодарность за развитие края Речь Посполитая запланировала сооружение памятника Огинскому (что отразилось даже в конституции 1768 года), даровала ему местечко Лагишин и деревню Мышковце. Плата на содержание канала взималась с проходящих судов. Канал был сдан в эксплуатацию в 1783 году. В XIX веке пароходы курсировали ежедневно по следующим маршрутам: Пинск — Телеханы и Пинск — Слоним (раз в два дня). Кроме того, судоходство по Ясельде и Огинскому каналу до Выгонощанского озера осуществлялось конной и людской тягой. Благодаря каналу начался активный рост прилегающих деревень и селений. Огинский канал не был После реконструкции его ширина достигла 10 метров, шлюзы были длиной 34 м и шириной до 5,2 м; канал мог пропускать суда с осадкой до 0,7 м. Канал сильно пострадал в Первую мировую войну. Все гидротехнические сооружения были взорваны и сожжены. После присоединения Западной Белоруссии к Польше польские власти активно взялись за обновление водной артерии. Канал был быстро восстановлен, модернизирован (в 1926 и 1928 годах) и до 1939 года успешно эксплуатировался. Напротив, деревни Гортоль через него был переброшен металлический мост, который при прохождении парохода разводился. В основном канал использовался для лесосплава, но ходили здесь в обе стороны и пассажирские суда с паровыми двигателями. В 1942 году в результате боя между советскими партизанами и немецкими войсками навигационная система канала была разрушена и больше не восстанавливалась. После войны планировалось восстановление водной системы (в качестве кратчайшего пути из Каспийского и Чёрного морей — в Балтийское) с присвоением ей статуса, как тогда говорили, «объекта союзного значения», но этим планам не суждено было осуществиться. Окончательно канал пришел в негодность в 1960-е годы, когда были взорваны оставшиеся шлюзы и плотины.
2. Составьте презентацию или подготовьте сообщение о градусных измерениях дуги меридиана (дуги Струве), проведённых в началеХІХ в. под руководством К. И. Теннера.
Геодези́ческая дуга́ Стру́ве — градусное измерение Земли, цепь из 265 триангуляционных пунктов, протянувшаяся более чем на 2820 километров от города Хаммерфест, Норвегия до побережья Чёрного моря. Измерение проводилось с целью определения параметров Земли, её формы и размера. Названа по имени главного руководителя — российского астронома немецкого происхождения Фридриха Георга Вильгельма Струве (Василия Яковлевича Струве).
Чтобы подтвердить представление учёных о форме Земли как двуосного эллипсоида, были предприняты измерения величин меридианов и экваториального радиуса и сжатия Земли. Цепь из 258 треугольников с общей стороной (265 триангуляционных пунктов) была проложена на 2820 км (1/14 часть окружности Земли) с севера на юг вдоль 25-градусного меридиана восточной долготы (25° 20′08″). 13 пунктов были основными и представляли собой совмещенные астрономо-геодезические пункты, в них были сделаны астрономические определения широт и азимутов. Руководителями работ были астроном, академик и профессор, первый директор Пулковской обсерватории и директор Дерптской обсерватории, учредитель Русского географического общества Василий Яковлевич (Фридрих Георг Вильгельм) Струве и военный геодезист полковник (а затем генерал-лейтенант) Карл Иванович (Карл Фридрих) Теннер.
Опорные точки сети меридиана были маркированы на местности выдолбленными в скалах углублениями, железными крестами, пирамидами из камней или специально установленными обелисками. В конечных пунктах Дуги были установлены монументы: «Пункта Фугленес» лежит на побережье Баренцева моря, недалеко от мыса Норд-Кап и норвежского города Хаммерфест (70° 40′11″ северной широты), «Пункт Старо-Некрасовка» расположен в Одесской области Украины недалеко от города Измаил (45° 20′03″ северной широты).
Геодезическая дуга Струве измерялась научными сотрудниками Дерптской (Тартуской) и Пулковской обсерваторий (директором которых был Струве) 40 лет, с 1816 до 1855 гг. Финансирование велось на средства, пожертвованные лично императорами: Александром I и главным образом, Николаем I.
Работы, относящиеся к Русской дуге, были выполнены под эгидой Петербургской академии Наук. Измерения на Скандинавской дуге выполнялись с одобрения короля Швеции и Норвегии Оскара I, совместными силами шведских, норвежских и российских геодезистов и офицеров при содействии астрономов Пулковской обсерватории[1]. В 1828 году известный геодезист и картограф, в последующем генерал-лейтенант российской императорской армии Иосиф Ходзько участвовал в соединении Литовского градусного измерения с Лифляндским, которое осуществлял в то время директор Дерптской обсерватории Василий Струве.
Точность измерений Струве была очень высока: их проверка спутниковыми методами в XX веке показала погрешность всего на 2 см.
Измерения Струве использовались в науке и народном хозяйстве более 130 лет, они применялись во всех исследованиях формы Земли методом сопоставления астрономо-геодезических дуг. Уже в 1853—1854 гг. на основе русского и английского (в Индии) измерений Струве вывел предварительный результат вычисления наиболее вероятных размеров Земли, ставших в истории геодезической науки самым первым «попаданием» в точные параметры общеземного двухосного эллипсоида вращения.
Триангуляционный каркас градусных измерений послужил основой для создания военнотопографических и навигационных карт, это способствовало международным контактам ученых, военных и государственных деятелей.
В настоящее время пункты дуги можно найти на территории Норвегии, Швеции, Финляндии, России (на острове Гогланд), Эстонии, Латвии, Литвы, Беларуси, Молдавии (село Рудь) и Украины.
В 1993 году финны на конференции в Тартуском университете, посвященной 200-летию Струве, предложили придать Дуге статус памятника всемирного наследия ЮНЕСКО. В Финляндии все точки Дуги Струве еще с XIX века обследовались неоднократно, их сохранилось на территории этой страны около шести-семи десятков (а в России таких точек только две, на острове Гогланд в Финском заливе в 180 км от Санкт-Петербурга).
Предложение финских учёных было включено в итоговую резолюцию юбилейной конференции Струве, затем поддержано Международным астрономическим союзом и Международной федерацией геодезистов. Подготовка проекта включения дуги Струве в список ЮНЕСКО длилась 8 лет. В каждой стране были проведены поисково-геодезические работы по обнаружению первоначальных пунктов, собрана, структурирована и приведена к единообразию информация из всех стран Дуги Струве. Каждый национальный пакет итоговых документов был подписан представителем правительства. В 2004 году был создан специальный Международный Комитет — наднациональный механизм управления Дугой Струве.
28 января 2004 года предложение об утверждении сохранившихся 34 пунктов Дуги Струве в качестве Памятника Всемирного наследия было подано в Комитет ЮНЕСКО по Всемирному наследию. В 2005 году это предложение было принято.
Основаниями для этого послужили следующие критерии:
— огромный географический охват. Англо-французская и Ост-Индская дуги имеют сопоставимую протяжённость, но измерялись они значительно дольше;
— точность измерений;
— международный характер исследования, в котором участвовали учёные и картографы Норвегии, Швеции и России, расчёты немецких и французских математиков, изготовленные в Германии точные инструменты.
3. Подготовьте презентации о научных достижениях белорусских географов на довоенном и современном этапах.
Скачать презентацию: nauchnye_dostizhenia_belorusskikh_geografov_na_dovoennom_i_sovremennom.pptx