Тема 1
1. Используя материал § 1 учебного пособия, определите, какое влияние оказывают геоэкологические функции литосферы на природу, человека и его хозяйственную деятельность.
Ресурсная функция: определяет роль минеральных и органических ресурсов, геологического пространства литосферы для жизнедеятельности биомы и человеческого общества.
Геодинамическая функция: отражает свойство литосферы влиять на состояние биомы, безопасность и комфортность проживания человека.
Геохимическая функция: отражает свойство геохимических полей природного и техногенного происхождения влиять на биому и человека.
Геофизическая функция: отражает свойство её геофизических полей природного и техногенного происхождения влиять на биому человека.
2. Как можно уменьшить отрицательное воздействие геофизических процессов литосферы на человека и его хозяйственную деятельность?
Влияние аномальных значений гравитационного поля на животных и человека можно уменьшить при отказе от разработок крупных месторождений, от создания обширных водохранилищ, городских и промышленных агломераций.
Для уменьшения отрицательного воздействия сейсмического поля следует создавать карты сейсмического районирования.
Следует отказаться от длительного контакта с электромагнитными приборами в СВЧ-диапазоне (которые могут привести к развитию различных заболеваний).
3. Определите, какие биогенные элементы относятся кмакробиогенным, а какие — к микробиогенным, и выполните задания.
Макробиогенные: 1, 5, 8, 9, 16, 17.
Микробиогенные: 2, 3, 4, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 19.
1)
Например, для растений они обеспечивают функции фотосинтеза, азотного обмена и метаболическую функцию.
2)
Недостаток железа вызывает железодефицитную анемию, недостаток кобальта вызывает злокачественную анемию, недостаток йода — болезни щитовидной железы, избыток калия — мышечная сладость.
4. Укажите, какую роль играет большой (геологический) круговорот веществ в географической оболочке и жизни биоты Земли.
Большой круговорот обусловлен взаимодействием солнечной (экзогенной) энергии и глубинной (эндогенной) энергии Земли. Он перераспределяет вещества между биосферой и более глубокими горизонтами нашей планеты.
Изучение большого круговорота веществ необходимо для понимания распределения веществ между биосферой и более глубокими горизонтами Земли, для понимания важности большого круговорота веществ.
5. Назовите и объясните основные причины изменения геоэкологических функций литосферы.
Природные причины: активизация вулканической деятельности, тектонических движений, столкновение Земли с астероидами и планетами. Они могут вызывать повышение температуры воздуха и морской воды, а также массовое вымирание живых организмов.
Причины, обусловленные деятельностью человека: нарушение поверхности земли в связи с добычей полезных ископаемых; изменение ландшафтов; ухудшение гидрологических условий в пределах горных предприятий и в примыкающих к ним районов.
6. Укажите основные факторы, которые воздействуют на окружающую среду при различных способах проведения горных работ.
Открытый способ: происходит изменение гидрогеологических условий и рельефа, нарушение структуры почвы, ускоряющее развитие жрозионных процессов; оползневые явления (в засушливых районах).
Подземный способ: перемещение больших массивов горных пород; обширные проседания и разнообразные провалы на земной поверхности; самовозгорание полезных ископаемых; подтопления.
Разработка месторождений полезных ископаемых подземным способом не вызывает столь значительных изменений ландшафтов и хозяйственной застройки, а также требует существенно меньших территорий под горные преприятия.
7. Проанализируйте материал § 3 учебного пособия и приведите примеры негативного влияния горных работ на:
а) атмосферу: загрязнение воздуха углеводородами, метаном, углекислотой; в атмосферу попадает большое количество аыли.
б) гидросферу: откачка подземных вод приводит к осущении территории, понижению уровня грунтовых вод; истощаются запасы воды поверхностных источников, высыхают болота, мсчезают родники, ручьи.
Уменьшить негативное влияние горных работ на окражающую среду можно с помощью рекультивации.
8. Дополните таблицу, используя материал § 3 учебного пособия.
Этапы рекультивации | Мероприятия по восстановлению нарушенных ландшафтов |
Горнотехнологический | Выравнивание отвалов, террасирование склонов, восстановление плодородного слоя почвы, проведение мелиоративных работ |
Биологический | Создание объектов отдыха, озеленение, лесное строительство, биологическая очистка почв, агромелиоративные мероприятия |
9. Обоснуйте, какие природные и социально-экономические факторы необходимо учитывать при рациональном использовании и охране недр Земли.
Природные факторы: обеспечение высокой лесистости территории, наличие значительных водных объектов и особо охроняемых природных территорий.
Социально-экономические факторы: применение технологии очистки сточных вод, проведение рекультивационных работ, предотвращение деградации земель, развитие «зелёной» экономики.
10. Приведите примеры рекультивации нарушенных ландшафтов в вашей местности.
Рекультивация неиспользуемых карьеров; реконструкция и восстановление участков мелиоративных земель; лесоразведение на развеваемых песках, оврагах, склонах; посадка лесных культур на участках земли, подверженных деградации; культивирование ягодных растений.