Тема 1

1. Используя материал § 1 учебного пособия, определите, какое влияние оказывают геоэкологические функции литосферы на природу, человека и его хозяйственную деятельность.

Ресурсная функция: определяет роль минеральных и органических ресурсов, геологического пространства литосферы для жизнедеятельности биомы и человеческого общества.

Геодинамическая функция: отражает свойство литосферы влиять на состояние биомы, безопасность и комфортность проживания человека.

Геохимическая функция: отражает свойство геохимических полей природного и техногенного происхождения влиять на биому и человека.

Геофизическая функция: отражает свойство её геофизических полей природного и техногенного происхождения влиять на биому человека.

2. Как можно уменьшить отрицательное воздействие геофизических процессов литосферы на человека и его хозяйственную деятельность?

Влияние аномальных значений гравитационного поля на животных и человека можно уменьшить при отказе от разработок крупных месторождений, от создания обширных водохранилищ, городских и промышленных агломераций.

Для уменьшения отрицательного воздействия сейсмического поля следует создавать карты сейсмического районирования.

Следует отказаться от длительного контакта с электромагнитными приборами в СВЧ-диапазоне (которые могут привести к развитию различных заболеваний).

3. Определите, какие биогенные элементы относятся кмакробиогенным, а какие — к микробиогенным, и выполните задания.

Макробиогенные: 1, 5, 8, 9, 16, 17.

Микробиогенные: 2, 3, 4, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 19.

1)

Например, для растений они обеспечивают функции фотосинтеза, азотного обмена и метаболическую функцию.

2)

Недостаток железа вызывает железодефицитную анемию, недостаток кобальта вызывает злокачественную анемию, недостаток йода — болезни щитовидной железы, избыток калия — мышечная сладость.

4. Укажите, какую роль играет большой (геологический) круговорот веществ в географической оболочке и жизни биоты Земли.

Большой круговорот обусловлен взаимодействием солнечной (экзогенной) энергии и глубинной (эндогенной) энергии Земли. Он перераспределяет вещества между биосферой и более глубокими горизонтами нашей планеты.

Изучение большого круговорота веществ необходимо для понимания распределения веществ между биосферой и более глубокими горизонтами Земли, для понимания важности большого круговорота веществ.

5. Назовите и объясните основные причины изменения геоэкологических функций литосферы.

Природные причины: активизация вулканической деятельности, тектонических движений, столкновение Земли с астероидами и планетами. Они могут вызывать повышение температуры воздуха и морской воды, а также массовое вымирание живых организмов.

Причины, обусловленные деятельностью человека: нарушение поверхности земли в связи с добычей полезных ископаемых; изменение ландшафтов; ухудшение гидрологических условий в пределах горных предприятий и в примыкающих к ним районов.

6. Укажите основные факторы, которые воздействуют на окружающую среду при различных способах проведения горных работ.

Открытый способ: происходит изменение гидрогеологических условий и рельефа, нарушение структуры почвы, ускоряющее развитие жрозионных процессов; оползневые явления (в засушливых районах).

Подземный способ: перемещение больших массивов горных пород; обширные проседания и разнообразные провалы на земной поверхности; самовозгорание полезных ископаемых; подтопления.

 

Разработка месторождений полезных ископаемых подземным способом не вызывает столь значительных изменений ландшафтов и хозяйственной застройки, а также требует существенно меньших территорий под горные преприятия.

7. Проанализируйте материал § 3 учебного пособия и приведите примеры негативного влияния горных работ на:

а) атмосферу: загрязнение воздуха углеводородами, метаном, углекислотой; в атмосферу попадает большое количество аыли.

б) гидросферу: откачка подземных вод приводит к осущении территории, понижению уровня грунтовых вод; истощаются запасы воды поверхностных источников, высыхают болота, мсчезают родники, ручьи.

 

Уменьшить негативное влияние горных работ на окражающую среду можно с помощью рекультивации.

8. Дополните таблицу, используя материал § 3 учебного пособия.

Этапы рекультивации Мероприятия по восстановлению нарушенных ландшафтов
Горнотехнологический Выравнивание отвалов, террасирование склонов, восстановление плодородного слоя почвы, проведение мелиоративных работ
Биологический Создание объектов отдыха, озеленение, лесное строительство, биологическая очистка почв, агромелиоративные мероприятия

9. Обоснуйте, какие природные и социально-экономические факторы необходимо учитывать при рациональном использовании и охране недр Земли.

Природные факторы: обеспечение высокой лесистости территории, наличие значительных водных объектов и особо охроняемых природных территорий.

Социально-экономические факторы: применение технологии очистки сточных вод, проведение рекультивационных работ, предотвращение деградации земель, развитие «зелёной» экономики.

10. Приведите примеры рекультивации нарушенных ландшафтов в вашей местности.

Рекультивация неиспользуемых карьеров; реконструкция и восстановление участков мелиоративных земель; лесоразведение на развеваемых песках, оврагах, склонах; посадка лесных культур на участках земли, подверженных деградации; культивирование ягодных растений.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_11, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!