§ 4
1. Вычеркните лишний вариант в каждом ряду.
а) жили в палатках, пещерах, шалашах, землянках;
б) занимались земледелием, охотой, рыболовством, собирательством;
в) шили одежду из листьев, волокон растений, шкур животных.
2. Соотнесите с помощью соединительных стрелок левую и правую колонки.
Женщины — собирательство, шитье одежды, приготовление пищи, воспитание детей.
Все члены рода — поддержание огня, взаимопомощь и защита.
Мужчины — охота, изготовление оружия и орудий труда.
3. Существуют пословицы: "Учат добру не дураки, а старики", "Молодость покрепче плечами, а старость — головой", "За старой головой как за каменной стеной". Как смысл этих пословиц связан с повседневной жизнью в родовой общине?
Община управлялась одним из членов рода — вождем (старейшиной). Это был самый опытный и уважаемый сородич, хорошо знавший повадки животных, свойства растений и правила поведения, помогающие выжить в нелегких условиях.
4. Соотнесите с помощью соединительных стрелок понятия и их определения.
Родовая община — постоянный человеческий коллектив, состоявший из кровных родственников, у которых общими были жилище, хозяйство, запасы пищи и т.д.
Старейшина — самый опытный, мудрый и уважаемый член родовой общины.
Прародительница — женщина-мать, родоначальница, хранительница домашнего очага.
5. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы.
1)
Нет, не могли из-за неспособности обеспечить себя ресурсами. Совместно им было удобнее добывать пищу и обороняться от диких животных.
2)
В роду человеку даются первые знания о мире.
3)
Зима мешала кроманьонцам копать ямы-ловушки для загонной охоты на крупных зверей, потому что земля промерзала и ее было невозможно вскопать.