Раздел I
1. Охарактеризуйте политическую карту мира после Венского конгресса. Какие изменения произошли к концу XIX в.? Какие исторические события и явления привели к этому?
Венский конгресс завершил наполеоновские войны и установил новый международный порядок по принципу «равновесия сил». Лидерами в Европе стали Великобритания, Австрия, Пруссия, Россия и Франция. Между Россией, Австрией и Пруссией были поделены польские земли. Во Франции восстановилась королевская династия Бурбонов. К России присоединились Королевство Польское, Финляндия и Бессарабия, к Пруссии — часть Саксонии. Австрия вернула все территорий, захваченные Наполеоном. Франция утратила все захваченные территории и вернулась к границам 1792 г. Италия была раздроблена.
В XIX веке завершился раздел мира, окончательно оформилась мировая колониальная система. К 1900 году на политической карте мира существовали 55 суверенных государств, среди них колониальные империи: Великобритания, Франция и колониальными владения Бельгии, Голландии, Испании, Португалии, Германии, Японии, США, России. Большинство стран Азии и Африки стали колониями европейских государств.
К изменениям в политической карте мира к концу XIX века привели революции в Европе, борьба за колонии и развитие капитализма.
2. XIX столетие историки характеризуют как век революций, капитализма, национализма, век цивилизации и культуры. Имеют ли под собой основания названные характеристики? Приведите аргументы. Какие характеристики добавили бы вы?
Названные характеристики XIX столетия имеют под собой основания:
- век революций: революции 1820-х гг. в Испании, Португалии и Греции, революции 1830-х гг. в Бельгии, Италии, Царстве Польском, революции 1848-1849 гг. во Франции, Австрийской империи;
- век капитализма: развивались капиталистические отношения в Японии, Германии и Австрийской империи;
- век национализма: национально-освободительные движения славянских народов в Османской и Австрийской империях, образование единых государств — Германия и Италия;
- век цивилизации: много технических достижений (электродвигатель, телефон, машины) и научных открытий (стерилизация и пастеризация продуктов, применение прививок против некоторых болезней);
- век культуры: появление различных стилей (футуризм, сюрреализм, абстракционизм, экспрессионизм, кубизм, супрематизм, фовизм, дадаизм).
Можно добавить к данным характеристикам век науки и технических открытий, век колонизма.
3. Составьте обобщающую таблицу «Революции и революционные движения XIX в.». Имеют ли они общие черты? Почему для достижения поставленных целей в XIX в. часто использовались революционные методы?
Годы |
Страна |
Цели |
Результат |
1820-е гг. |
Испания |
отмена феодальных отношений в стране |
подавлена Францией |
Португалия |
свержение монархии |
поражение революции | |
Королевстве обеих Сицилий |
борьба за независимость |
подавлена Австрией | |
Сардинное королевство |
борьба за независимость |
подавлена Австрией | |
Греция |
свержение турецкого господства |
получила независимость в 1830 г. | |
1830-е гг. |
Франция |
возвращение прав реставрировать абсолютизм и ограничить свободу слова |
сохранение конституционной монархии |
Бельгия |
независимость от Нидерландов |
образовано независимое бельгийское государство | |
Италия |
объединение страны |
подавлена Австрией | |
Царство Польское |
борьба за национальное освобождение |
поражение революции | |
Германия |
развитие капитализма, объединение страны |
поражение революции, роспуск парламента, сохранение раздробленности | |
1848-1849 гг. |
Италия |
развитие капитализма, объединение страны |
поражение революции, сохранение раздробленности |
Франция |
установление гражданских прав и свобод |
установление Второй республики | |
Австрийская империя |
развитие капитализма, национальное освобождение народов |
поражение революции, отмена Конституции, создание Австро-Венгерской империи, национальный вопрос не решен |
Общие черты: борьба за независимость и развитие капиталистических отношений; национальное освобождение.
Существует два пути реализации преобразований в государстве: реформы (изменения проводятся монархом или правительством) и революция (путем революционных движений масс). Для достижения поставленных целей в XIX веке использовались революционные методы, так как правительства стран не желали проводить преобразования во всех сферах жизни общества.
4. Какой период в истории России и Японии называют периодом «великих реформ»? Сравните реформы, проведенные в России и Японии в ХІХ в. Какое влияние они оказали на последующее развитие этих стран?
В истории России периодом «великих реформ» называют либеральные преобразования 1860—1870-х гг. во время правления Александра II. В Японии периодом «великих реформ» считают правление императора Муцухито в 1868-1889 гг. В обеих странах были проведены административная, аграрная, военная, судебная, финансовая реформы и реформа образования. В России было отменено крепостное право и ослаблена цензура. В Японии в 1889 году была принята конституция, в стране был введен двухпалатный парламент.
Реформы оказали значительное влияние на последующие развитие России и Японии. Они дали толчок к развитию капитализма и формированию гражданского общества в этих странах. «Великие реформы» дали мощный толчок процессам индустриализации в России. Япония превратилась в самую мощную промышленную и военную страну Дальнего Востока.
5. Что характеризует индустриальную цивилизацию? Какие основные этапы прошло человечество на пути к индустриальной цивилизации?
Индустриальную цивилизацию характеризуют рост промышленного и сельскохозяйственного производства, активное внедрение машин в разные отрасли производства, развитая и сложная система разделения труда, ускоренное развитие науки и техники, массовое производство товаров, внедрение новшеств в производство и жизнь людей.
Человечество на пути к индустриальной цивилизации прошло два основных этапа: мануфактурный и фабричный.
6. Среди войн Нового времени можно выделить колониальные войны, войны за гегемонию, гражданские войны, национально-освободительные войны. Приведите примеры.
Примеры колониальных войн: соперничество Португалии и Испании за колонии в XVI веке; англо-бирманская война (1855); «опиумная» война (1840—1842 гг.); антиколониальное восстание в Индии против Англии (1857—1859 гг.); война в Северной Америке коренных народов против испанских конкистадоров.
Примеры войн за гегемонию: Первая мировая война (1914-1918 гг.), Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.).
Примеры гражданских войн: Гражданская война в Англии (1642-1651 гг.), Гражданская война в США (1861-1865 гг.).
Примеры национально-освободительных войн: национально-освободительная революция в Греции (1820 г.), национально-освободительное восстание в Царстве Польском (1830 г.), война буров за независимость (1899-1902 гг.), освободительное движение в Италии под руководством Дж. Гарибальди (1861 г.).
7. Напишите эссе на одну из представленных тем: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков»; «Объективная история: миф или реальность»; «Vae Victis»; «Последние российские императоры: реформаторы и контрреформаторы»; «Европейский колониализм XIX в.».
Эссе на тему: «Последние российские императоры: реформаторы и контрреформаторы»
Для России XIX века характерна смена консервативных и либеральных преобразований, которые были проведены последними российскими императорами. Один из них — Александр II (1855-1881). Он провел преобразования в 1860-1870-е годы в России, которые вошли в историю как Великие реформы. Их причинами стали противоречия общественной жизни и кризис после неудачной Крымской войны. Был укреплен и улучшен контроль за денежным обращением, доходами и расходами, образован Государственный банк. Вместо рекрутского набора была введена всеобщая воинская повинность. При реформаторе Александре II были учреждены земства, членов которых выбирало население. Была ослаблена цензура, появились новые правила издания книг. Университеты России получили самостоятельность. Изменения коснулись и судоустройство: появился суд присяжных. Но самое важное преобразование — отмена крепостного права. Таким образом, реформы Александра II охватили все сферы жизни общества. На смену реформатору Александру II на российский престол взошел его сын Александр III (1881-1894), который провел контрреформы. Контрреформы — ряд преобразований, которые направлены на изменение социально-политической жизни страны после либеральных реформ предыдущего императоры. Произошло ужесточение цензуры, закрыты либеральные газеты и журналы. Было отменено университетское самоуправление, ограничены права и полномочия земств, ликвидированы мировые суды. Детям низших сословий было запрещено поступать в гимназии.
Таким образом, Александра II можно назвать реформатором, так как император провел либеральные преобразования, а Александра III — контрреформатором, который отменил все нововведения своего отца.
8. Приведите примеры произведений художественной литературы и игрового кино, в которых отражена история XIX – начала ХХ в. На примере развития искусства покажите, что история в ХІХ в. приобрела мировой характер.
Примеры произведений художественной литературы и кино, в которых отражена история XIX – начала ХХ в.:
- Ф. Стендаль «Красное и черное» (о событиях во Франции в 1820-е гг.);
- О. Бальзак «Отец Горио» (про жизнь французского общества с 1815 по 1848 гг.);
- У. Теккерей «Ярмарка тщеславия» (об Англии наполеоновских времен);
- Л. Толстой «Севастопольские рассказы» (про Крымскую войну);
- Фильм Л. Толстой «Война и мир» (о войне с Наполеоном);
- Фильм «Амистад» (о борьбе за отмену рабства в США).
История в ХІХ веке приобрела мировой характер. Технический прогресс стимулировал развитие культуры. Благодаря появлению средств транспорта и связи страны мира могли обмениваться различными новшествами. Также распространялись стили искусства, которые нашли отражение во всем мире: романтизм и реализм.
9. Как соотносятся между собой понятия «исторический факт» и «историческое событие»? Всякое ли событие, произошедшее в истории, можно назвать историческим? Означает ли знание большого количества исторических фактов знание истории?
Исторический факт — реальное событие прошлого, которое локализовано во времени и пространстве и отличается объективностью. Историческое событие — это значительный единичный факт. Например, гражданская война в США, восстание сипаев в Индии, Манифест об отмене крепостного права.
Не всякое событие, произошедшее в истории, можно назвать историческим. Например, событие личного характера, которое не оказало влияние на ход истории.
Знание большого количества исторических фактов не означает знание истории, так как необходимо также уметь определять причинно-следственные связи между событиями и явлениями.
10. Какие основания были у автора записки для высказанного прогноза развития событий? Насколько точен был прогноз?
П.Н. Дурново предсказывал крах России и революцию. У автора записки были основания для высказанного прогноза развития событий, так как в России назревали внутренние противоречия. Необходимы были реформы, которые не были проведены из-за вступления страны в Первую мировую войну. Вступление России в войну было ошибочным, так как в стране назревали социальные потрясения.
Прогноз Дурново был точен. Россия вышла из Первой мировой войны, так как в ней вспыхнула Февральская, а затем Октябрьская революции. В Германии также прошла революция в 1818-1819 гг.