§ 1. Прогресс и регресс в социальном развитии
1. Конкретизируйте примерами проявления прогресса и регресса в современном мире.
Примеры проявления в современном мире прогресса: создание искусственного интеллекта, развитие роботостроения, освоение космоса, введение конституций.
Примеры проявления в современном мире регресса: создание атомного оружия, загрязнение моря нефтепродуктами, зависимость от телефонов, ухудшение здоровья человека от использования техники.
2. Считается, что каждая последующая ступень развития общества является более прогрессивной: она расширяет круг прав и свобод личности, влечёт за собой развитие её потребностей и совершенствование её способностей. Сравните в этом отношении статус раба и крепостного крестьянина, крепостного крестьянина и наёмного рабочего в XIX в.
Раб не имел собственности. Хозяин выдавал ему пищу, орудия труда, предметы первой необходимости, предоставлял жилье. Все, что производил раб, являлось собственностью господина. Раб не имел личных прав: его могли продать, вступать в брак мог только с разрешения хозяина. За провинности к нему применяли телесные наказания.
Крепостной был ранее свободным крестьянином, но попал в зависимость от феодала. Крепостной крестьянин имел землю, за которую отрабатывал барщину или платил оброк землевладельцу. Мог пожаловаться правителю государства на незаконные действия помещика. В некоторых странах мог добровольно один раз в год сменить хозяина (в России в Юрьев день). Так крепостной крестьянин был закреплен за землей, но свободный равноправный человек.
Наемный рабочий в XIX веке не имел земли в отличие от крепостного, но был свободен в выборе места работы. Из-за плохих жилищных условий и условий труда (продолжительный рабочий день, отсутствие страховки и медицинского обслуживания) рабочие организовывали социальные протесты с целью борьбы за свои права. В XIX веке начали образовываться профессиональные союзы для защиты прав рабочих.
3. Какие доводы можно привести при положительной оценке перспектив научно-технического прогресса и его роли в развитии человечества, а какие — при отрицательной? Охарактеризуйте два подхода к оценке роли НТР: экотехнологический пессимизм и экотехнологический оптимизм. Почему односторонняя оценка роли НТР в развитии человечества сегодня подвергается критике не только учёными, но и широкими слоями общественности?
Положительные перспективы научно-технического прогресса и его роль в развитии человечества: улучшение качества жизни современного человека, наличие у него свободного времени, увеличение продолжительности жизни.
Отрицательные перспективы: экологический кризис, стрессы, болезни человека (ухудшение зрения, заболевания опорно-двигательного аппарата), демографический спад.
Два подхода к оценке роли НТР:
- экотехнологический оптимизм — положительная оценка перспектив научно-технического прогресса (атом вырабатывает энергию; телефон включает в себя несколько функций: телевизора, телефона, компьютера, часов, калькулятора, фотоаппарата);
- экотехнологический пессимизм — отрицательная оценка перспектив научно-технического прогресса (атомная бомба уничтожает города и миллионы людей; от телефона портится зрение, излучение ухудшает состояние здоровья человека).
Односторонняя оценка роли НТР в развитии человечества сегодня подвергается критике не только учёными, но и широкими слоями общественности. НТР принесла не только преимущества (улучшение качества жизни человека, выработка энергии), но и глобальные проблемы (экологические, оружие массового поражения).
4. Как соотносятся между собой понятия «гуманность» и «гуманизм»?
Гуманность — это система взглядов, согласно которой признается ценность человека как личности, его право на свободу, счастье и развитие. Это отношение к людям, проникнутое любовью к человеку и заботой о его благе. А гуманность — это качество личности (человеколюбие, любовь к ближнему).