§ 11. Наука, литература и искусство в XIX в.

1. Объясните, почему XIX столетие называют веком науки. Оформите свой ответ в виде обобщающей таблицы «Научные достижения и технические открытия XIX — начала ХХ в.».

Дата Имя изобретателя Научное открытие
1831 г. М. Фарадей электродвигатель
1859 г. Ч. Дарвин природа сформировалась постепенно в процессе длительной эволюции
1867 г. А. Нобель взрывчатый материал динамит
1850-1860-е гг. Л. Пастер

стерилизация и пастеризация продуктов, прививок против некоторых болезней

1874 г. Ф. Карре холодильник
1876 г. А. Белл телефон
1885 г. К. Бенц, Г. Даймлер автомобиль с двигателем внутреннего сгорания
1903 г. братья Райт самолет
1915-1916 гг. А. Эйнштейн теория относительности

2. С 1800 по 1900 г. численность европейцев выросла со 186.6 млн до 398.8 млн человек, то есть в 2.1 раза. С чем это было связано?

Увеличение численности европейцев к началу XX века было связано с возросшей способностью противостоять эпидемиям и инфекционным болезням в связи с достижениями естественных и медицинских наук, внедрении в быт санитарно-гигиенических норм и правил. В 1796 г. Э. Дженнер создал вакцину против оспы. А в 1865 г. Л. Пастер установил, что возбудителями болезней являются микроорганизмы, поэтому необходимо использовать антисептики и проводить дезинфекцию.

3. Какие факторы содействовали тому, что в XIX в. в европейских странах стали складываться национальные системы образования, приниматься законы об обязательном начальном образовании?

В XIX в. в европейских странах стали складываться национальные системы образования, приниматься законы об обязательном начальном образовании. Этому способствовали открытия и технические достижения, появление и развитие средств транспорта и связи. Для пользования ими требовались элементарные знания, также необходимо было их создавать и обслуживать.

4. Составьте топ-10 научных открытий и технических изобретений, которые оказали влияние на развитие современного мира.

Топ-10 научных открытий и технических изобретений, которые оказали влияние на развитие современного мира:

1. Рентгеновские лучи — коротковолновые лучи, проходящие через твердые тела. Открыты в 1895 году В. Рентгеном.
2. Электричество — М. Фарадей открыл принципы действия электромагнитной индукции, которая является предшественником генераторов, которые вырабатывают электричество.
3. Пенициллин — в 1928 году Александр Флеминг открыл первый антибиотик.
4. Самолет — первый управляемый летательный аппарат тяжелее воздуха был создан братьями Райт. Самолет был испытан в 1903 году.
5. Автомобиль — первые машины появились в 1806 году. Они приводились в движение двигателями внутреннего сгорания.
6. Динамит — в 1867 году А. Нобель запатентовал взрывчатое вещество, которое в XX веке стали использовать в военных целях.
7. Телеграф — в 1843 году Александр Бейн запатентовал конструкцию электрического телеграфа, которая позволяла передавать изображения по проводам. 
8. Пастеризация — уничтожение микроорганизмов в жидкой среде. Разработана Л. Пастером в 1864 году.
9. Пишущая машинка — изобретена Ф. Прогеном в 1833 году.
10. Радио — в 1895 году А. Попов создал первый в мире радиоприемник.

5. Сравните романтизм, реализм, символизм по следующему плану: а) период возникновения; б) типичный герой; в) основные сюжеты.

Романтизм:

а) период возникновения: конец XVIII в.
б) типичный герой: исключительный характер в исключительных обстоятельствах
в) основные сюжеты: идеализация действительности

Реализм:

а) период возникновения: 30-е гг. XIX в.
б) типичный герой: типичный характер в типичных обстоятельствах
в) основные сюжеты: правдивое воспроизведение действительности, несовершенство человеческой природы и рабская подчиненность обстоятельствам.

Символизм:

а) период возникновения: 1870-1880-е гг.
б) типичный герой: неопознанное в человеке
в) основные сюжеты: мистическое содержание, знаковое наполнение обычных слов, отражение внутреннего и внешнего мира человека

6. Объясните связь между революционными преобразованиями в мире и появлением авангардного искусства. Против чего протестовали авангардисты?

Существует связь между революционными преобразованиями в мире и появлением авангардного искусства. Революция — коренной качественный перелом во всех сферах жизни человека. Авангард — направление в культуре, идеей которого была способность перевернуть мировосприятие, кардинально поменять его, разрушить существующий мир. Авангардисты протестовали против любых форм традиционности.