§ 2. Объекты политической карты мира
1. Проверим свои знания.
1. Назовите основные объекты политической карты мира. Назовите основные пространственные формы государств.
Основными объектами, которые взаимодействуют и влияют на развитие политической карты мира, являются государства и территории. Среди государств выделяют самоуправляющиеся (независимые, суверенные) и самопровозглашённые (непризнанные).
На основе конфигурации государственной территории выделяют несколько пространственных форм государств:
1) Государства вытянутой или неправильной формы (напр., Чили, Норвегия, Вьетнам, Италия, Гамбия).
2) Государства с компактной территорией, имеющие форму, близкую к квадрату или кругу (напр., Франция, Испания, Польша, Венгрия и др.)
3) Фрагментированные государства, состоящие из нескольких частей, разделённых территорией других стран или международными водами (напр., государства-архипелаги — Индонезия и Филиппины, «двойная» Малайзия, расположенная на полуострове Малакка и острове Калимантан).
4) Государства, имеющие в своём составе анклавы/эксклавы — небольшие районы, отрезанные от основной территории государства землями других стран или расположенные внутри территории других государств.
2. Какие тенденции характерны для современной политической карты мира?
· Укрепление международных позиций социалистического Китая.
· Продолжается падение всех прежде высоких мировых показателей России. По объему ВВП Россия уступает Китаю в 6 раз, Италии - более чем в 3 раза, Испании в 1,5 раза и т.д. В 1992-1996 гг. ВВП России упал на 28% (в 1941-1941 гг. - на 21%).
· Разносторонняя экономическая, социально-культурная и политическая интеграция государств Западной Европы, прежде всего в рамках ЕС.
· Расширение блока НАТО на Восток.
· Возрастание роли, экономического и политического значения Германии в Европе.
· Укрепление мировых позиций Великобритании с опорой на Содружество.
· Заметное ослабление позиций в мировой экономике и политике очень многих развивающихся стран.
· Обострение политической и социально-экономической ситуации в Африке, Южной Азии (Пакистан и Индия) и на Ближнем Востоке (Израиль) и т.д.
· Усиление международной борьбы с терроризмом, после событий 11 сентября 2001 года.
2. От простого к сложному.
1. О каких текущих операциях ООН вы слышали из информационных источников в течение последнего месяца?
1. Защита гражданского населения, содействие доступу к гуманитарной помощи и поддержка политического процесса в Дарфуре.
2. Содействие безопасности, стабильности и уважению прав человека в Косово.
3. Защита гражданского населения, мониторинг соблюдения прав человека и поддержка выполнения соглашения о прекращении боевых действий в Южном Судане.
2. Подготовьте сообщение о служащих миротворческой миссии ООН.
Миротворческие силы ООН (миротворческий контингент ООН) — вооружённые контингенты стран — членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН, в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, военная блокада и т. д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными.
По мнению ряда исследователей, долгое время подбор персонала для миротворческих операций носил явно выраженный дискриминационный и политически обусловленный характер. Подбирались в основном кадровые или резервные офицеры армий западных стран, которые имели прямой или опосредованный государственный интерес в зонах конфликтов, таким образом, о беспристрастности и нейтралитете при выполнении миссий ООН в тех или иных развивающихся странах в то время речи не шло. До сер. 1970-х гг., в практике ООН социалистические страны (помимо участия Югославии в группе военных наблюдателей в Йемене в 1963—1964 гг. и миротворческой миссии в Египте в 1950-е гг.) не участвовали в миротворческих операциях и миссиях военных наблюдателей. В то же время американские офицеры выступали в качестве наблюдателей ООН в ходе проведения операций ООН в Греции, Палестине, Пакистане, Кашмире, Ливане, Западном Иране. Значительное количество наблюдателей было выделено союзниками США по военным блокам НАТО, СЕНТО, ЛАГ, АСЕАН и т. д.
С середины 1970-х гг. ситуация начинает меняться: соцстраны начинают всё больше участвовать в миротворческих миссиях: Польша в ЮНИФИЛ с 1982 г. и СССР в группах военных наблюдателей в Египте, Намибии, Кувейте, Западной Сахаре и Кампучии.