Обобщение 4. Стр. 218-221
1. Дайте определение следующим понятиям: веротерпимость, конфессия, наука, образование, религия, свобода совести, теория, философия, эмпирия, этика.
Веротерпимость — признание права на свободное существование любой религии, уважительное отношение к представителям других вероисповеданий.
Конфессия — отдельное направление в пределах определенной религии, объединение верующих, которые придерживаются этого вероисповедания.
Наука — вид деятельности, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о человеке, обществе, мире.
Образование — целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития человека, который осуществляется на профессиональной основе специально подготовленными людьми.
Религия — система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, которая включает в себя свод моральных норм, обрядов, культов и объединение людей в организации.
Свобода совести — естественное право человека самостоятельно делать выбор убеждений и ценностей.
Теория — система знаний, описывающая и объясняющая свойства и закономерные связи определенной области действительности.
Философия — наука, изучающая вопросы развития природы, человека и общества.
Эмпирия — восприятие внешнего мира с помощью органов чувств.
Этика — философская дисциплина, которая изучает мораль и нравственность.
2. Подготовьте визуальную азбуку «Духовная сфера общества от А до Я», включив в неё основные понятия и персоналии из раздела учебного пособия. Создайте мультимедийную презентацию, которая должна содержать слайды в алфавитном порядке. На каждом слайде расположите визуальный материал по тому понятию, которое вы хотите проиллюстрировать.
А — агностицизм
Б — Будный Сымон
В — вероисповедание
Г — гносеология
Д — долг
И — истина
К — конфессия
М — мораль
Н — наука
О — образование
П — политеизм
Р — религия
С — скептицизм
Т — тотемизм
Ф — философия
Х — христианство
Э — этика
3. Период с 1715 по 1770-е гг., когда во Франции правил король Людовик XV, получил название «Галантный век». Для него было характерно активное развитие моды и развлечений, постоянные балы, концерты и маскарады для придворных аристократов. Галантным считался изысканно вежливый, обходительный человек, имевший безукоризненные манеры, речь и костюм, демонстрировавший интерес к наукам и искусствам. Также этот период характеризует известная фраза «После нас хоть потоп», сказанная маркизой де Помпадур при получении королём Людовиком XV известия о поражении войск в одной из битв Семилетней войны (1756–1763). Сегодня исследователи задаются вопросом, что было причиной стремления аристократов к постоянному празднику и нежелания нести ответственность за свои поступки. Как можно назвать эту психологическую особенность человека Галантного века? Как вы понимаете принцип «После нас хоть потоп»? Можно ли утверждать, что принцип «После нас хоть потоп» и сегодня характерен для современного общества? Обоснуйте своё мнение.
Психологическую особенность человека Галантного века можно назвать инфантильность — нежелание взрослеть, постоянное желание праздника, отсутствие продуктивной деятельности, осознание возможности жить за счет других. Такая особенность характерна для людей, живущих в эпоху абсолютизма, когда король решал все вопросы в государстве, вмешивался в жизнь своих подданных.
Принцип «После нас хоть потоп» характеризует потребительское отношение человека к жизни. Люди Галантного века считали, что природные ресурсы неисчерпаемы. Это было связано с эпохой Великих географических открытий, которые способствовали обогащению европейских государств.
Такой принцип не характерен для современного общества. В настоящее время человечество решает глобальные проблемы: демографическую, экологическую, энергетическую. Оно осознает, что всё в мире связано и природные ресурсы планеты ограничены, поэтому необходимо их рациональное использование.
4. Выявите общее и различное между понятиями «свобода совести» и «свобода вероисповедания». Определите, какое понятие является более широким.
Общее: два понятия подразумевают свободный выбор нравственных идей, основанных на морали, праве и идеологии.
Различное: свобода совести позволяет человеку выбрать подходящий тип социального поведения и отношения к окружающему миру. Благодаря свободе вероисповедания личность получает возможность выбрать определенную религию, которая удовлетворяет его моральные принципы.
Свобода совести наиболее широкое понятие, так как свобода вероисповедания является одним из элементов свободы совести.
5. Охарактеризуйте науку как познавательную деятельность, социальный институт, фактор производства. Составьте и заполните таблицу.
Наука как | Характеристика |
Познавательная деятельность | Направлена на получение и систематизацию объективных знаний о человеке, обществе и мире |
Социальный институт | Совокупность разнообразных организаций и людей, которые подчинены общей цели познания окружающего мира. |
Фактор производства | Связана с поиском, исследованием и проведением экспериментов с целью получения новых знаний, расширения имеющихся, разработки и внедрения в производство новой техники и технологии |
6. Как вы полагаете, почему художник назвал свою картину «Разговором с Богом»? Может ли учёный быть религиозным человеком?
На картине «Разговор с Богом» изображен астроном Николай Коперник, сторонник гелиоцентрической системы мира и основоположник научной революции. Вдохновленный ученый ведет наблюдение за звездным небом в окружении астрономических инструментов. Коперник жил в XVI веке, когда господствовала религия, а наука в Европе только зарождалась. На картине он как будто договаривается с Богом о новой системе мира, отличной от религиозных представлений.
Ученый не может быть религиозным человеком. Он должен быть атеистом, свободным от различных религиозных положений.
7. В чём состоит социально-историческая обусловленность философских учений? Подготовьте сообщение об одном из философов.
Философские учения имеют социально-историческую обусловленность. На них оказывают влияния господствующие идеи и течения историческое эпохи, в которой они возникают. Также формирование философских учений и школ зависит от общего уровня развития общества, его культурной традиции.
Сымон Будный (1530-1593) — белорусский философ и просветитель. Он придерживался кальвинистских, а затем социанских взглядов. Будный закончил Ягеллонский университет, затем обучался в Италии и Швейцарии. Он занимался развитием белорусской культуры. В 1562 году Сымон Будный основал в Несвиже типографию, где напечатал свой труд «Катехизис», в котором высказал свои философские и религиозные взгляды. В 1570 и 1572 годах напечатал Библию. Сымону Будному установлен памятник в Несвиже, где он провел большую часть жизни и вел издательскую деятельность.
8. Объясните, как взаимосвязаны наука, философия и религия. Приведите примеры.
Наука, философия и религия взаимосвязаны. Философские учения опираются на научные и религиозные знания и обобщают их. Они также предлагают ученым методологию изучения окружающей природной и социальной реальности. Философия в свою очередь является наукой — системой обобщенных знаний о законах взаимодействия человека, общества и природы. Наука и религия содействуют друг другу в достижении определенных целей. Они представляют собой фундаментальные области культуры.
Примеры: средневековая наука находилась под властью религии, что замедлило развитие науки. Религия опирается на веру, в науке также есть аксиомы — положения, не требующие доказательств и которые необходимо принимать на веру.
9. Сравните образование и науку как социальные институты. В чём заключается их сходство, а в чём различие? Объясните взаимосвязь образования и науки в современном обществе.
Сходство: образование и наука способствуют развитию и реализации личности. Благодаря этим двум социальным институтам происходит социализация индивидов.
Различия: Образование носит практический характер, наука — теоретический. Цель науки – получение нового знания. Цель образования — передача полученного знания новым поколениям.
Образование и наука в современном обществе взаимосвязаны. Наука вырабатывает и систематизирует объективные знания о мире, которые через систему образования передаются обществу. А образование в свою очередь обучает будущих ученых, занимающихся получением и систематизацией информации о человеке, обществе и мире.
10. Рассмотрите картину и ответьте на вопросы.
Какая религия была характерна для периода истории, изображённого на картине?
На картине Рафаэля Санти «Афинская школа» изображен период античности, для которого характерна вера во множество богов (политеизм).
Какой уровень развития научного знания был характерен для периода истории, изображённого на картине?
Для периода истории, изображенного на картине характерно зарождение научных знаний и философии.
Что в данном случае включает в себя понятие «школа»?
Понятие «школа» основывается на демократических принципах. Она включает в себя образование, воспитание и развитие физических природных данных. Картина воспевает философию и науку, так как на ней изображены научные светила античности, которые обсуждают свои достижения.
Каким образом через данную фреску можно проследить взаимосвязи между моралью, религией, наукой, искусством, философией, образованием?
Через данную фреску можно проследить взаимосвязи между моралью, религией, наукой, искусством, философией, образованием. Фреска, которая относится к искусству, создана для оформления Папского дворца (связь с религией). Ученые, изображенные на картине, представляют науку и философию. Они делятся своими знаниями (взаимосвязь с образованием и моралью).
11. Составьте и заполните таблицу по ключевым вопросам к изученным темам раздела «Духовная сфера общества». Предло жите собственные ключевые вопросы.
Тема | Ключевой вопрос |
Краткий ответ на вопрос |
Собственный ключевой вопрос |
Мораль | Что регулирует мораль? | Социальные отношения | Отличие морали от других социальных норм |
Наука | Какова конечная цель научного познания? | Получение новых знаний | Отличие науки от других социальных институтов |
Образование | Какова цель образования? | Обучение и воспитание подрастающего поколения | Тенденции развития современного образования |
Философия | Какой основной вопрос философии? | Вопрос соотношения бытия и мышления | Познаваем ли мир? |
Религия | В чем сущность религии? | Вера в сверхъестественное | Роль религии в современном мире |